ГЛОБАЛИЗМ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ: КОНФЛИКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ




Ещё каких-то 15 лет назад песня Стинга «Роза пустыни» являлась олицетворением глобализации, то есть единения мира, когда западная культура сливается с восточной и рождает дивную музыку. А сейчас Запад становится мишенью арабских террористов и уже на полном серьёзе ведутся речи о закате Европы. Тому виной новые войны ХХI века – конфликты идентичности, которые принесла глобализация.

Здесь стоит заметить, что до ХХ века люди, как правило, дрались за территории. В ХХ-ом войны носили в основном идеологический характер: коммунизм против частного капитала.

Однако все войны прошлого объединяло одно: друг против друга воевали отдельные нации и народы, объединённые в отдельные государства.

Наступивший новый век всё перемешал. С развалом Советского Союза и социалистического лагеря в мире восторжествовал капитализм с его либеральными (то есть свободными) морально-нравственными ценностями, оправдывающими конкуренцию людей (и где русское правило «сам погибай, а товарища выручай»?) в борьбе за деньги (и где русское «не имей сто рублей, а имей сто друзей»?). Запад во главе с Соединёнными Штатами посчитал себя победителем и стал формировать единое мировое экономическое, финансовое и культурное пространство, пронизанное Интернетом, на котором абсолютной ценностью были провозглашены права человека, свободного от семьи и общества, культ плоти со всеми её извращениями, толерантность к греху. Смыслом жизни стало не христианское служение, а личный комфорт. (Вот почему Европа определяет свои расхождения с современной Россией по поводу событий на Украине как гуманитарно-ценностные).

Соединённые Штаты, ощущая себя единственным центром мира, стали проецировать свои идеалы, жизненные смыслы и стандарты на окружающую его периферию. Так называемые гуманитарные интервенции успешно опробованы ими в Восточной Европе в начале 90-х гг., они стали причиной развала Югославии и Индонезии в конце 90-х, раскачки традиционалистского мусульманского мира в Африке и на Ближнем Востоке (который называют кухней мировой политики). Ответной реакцией на глобальный американский экспансионизм, беспардонно вмешивающийся во внутренние дела отдельных народов, отказывающий им в суверенитете и государственности, пытающийся искусственно изменить присущий только им исторический путь развития, ускоренно вестернизировать их образ жизни и уничтожить национальный характер, насадить везде Голливуд и Макдональдс стал взрыв молодыми арабскими террористами нью-йоркских башен в сентябре 2001 года. Это время принято считать началом мировой войны западной цивилизации с терроризмом, принявшим, к сожалению, формы исламизма, поскольку консолидирующим этих людей фактором стало принятие ими фундаменталистских, то есть исконных, консервативных моральных ценностей и норм жизни ислама, якобы в своей старинной чистоте избавленного от современной греховности.

В конце 2001 года Америка вступила на земли Афганистана под предлогом уничтожения террористической организации «Талибан» во главе с Усамой Бен Ладеном (кстати, взращённого западной разведкой выходца из богатейшей саудовской семьи миллиардеров для войны с советскими войсками).

В 2003 году под лживым предлогом необходимости уничтожения химического оружия американцы вторглись в Ирак. Саддама Хуссейна, жёстко державшего под контролем сложную в национальном и религиозном отношении, но богатую и процветавшую страну, казнили. В результате наследница Древнего Вавилона и Месопотамии погрузилась в хаос, братоубийственную гражданскую войну между сторонниками шиитского и суннитского течений в исламе, а также курдами, и фактически распалась на три части. Сейчас мировые СМИ полны ежедневными сводками о терактах в Багдаде и других городах Ирака, миллионе убитых и миллионах беженцев.

В начале уже наших десятых годов Запад спровоцировал так называемые «цветные революции» в Тунисе, Алжире, Египте, Йемене, Ливии, Сирии, когда на площади этих государств, в которых мирно уживались мусульмане и христиане, вышли молодые вестернизированные студенты (авангард любых революционных «движух») с требованиями смены автократических режимов на демократические. Но, как говорил ещё товарищ Сухов в культовом фильме «Белое солнце пустыни», «Восток – дело тонкое». (Кстати, этого неграмотного красноармейца начала ХХ века, сейчас, пусть и с юмором, называют лучшим политологом мира).

Искусственно взращенные Западом цветы революций – без учёта истории региона, сложившихся культурных особенностей цивилизаций Востока (для которых характерны такие моральные установки, как «Общее выше частного», «Служение выше владения» и др.), без учёта временной длительности сдвига общественного сознания для восприятия и укоренения новых духовных ценностей, без просчитанных последствий свержения пусть авторитарных, но обеспечивавших стабильное и прогнозируемое развитие исламского Востока – стали причиной распада государственности в Йемене, Ливии, Сирии. А убийство толпой без суда и следствия ливийского лидера Муаммара Каддафи (обеспечивавшего своему народу такие высокие социальные стандарты, вплоть до бесплатных медицины, образования, учёбы за границей и жилья, которые нам и не снились), показали цену западному правосудию. В итоге мы видим дестабилизацию глобального порядка, отсутствие гарантий безопасности людей, кризис мировой и региональных экономик, гражданские войны, миллионы убитых, раненых, беженцев. А куда людям бежать? До Америки далеко и разделяет океан, а рядом Европа, обещавшая им гуманизм, толерантность, мультикультурализм. Туда и бегут! Бегут, спасая свои жизни и детей! Однако спасутся не все – сирийский мальчик Айлан Курди утонул вместе с мамой и братом, и ещё с тысячами других бедолаг в волнах Средиземного моря…

А что Европа? Европа уже взвыла! Ведь несчастные мигранты несут с собой не только свои беды, но необходимость многомиллиардных расходов на их приют и трудоустройство, необходимость считаться с их ментальными обычаями и нравами в быту, угрозу необратимых демографических перекосов (недаром такую популярность получил роман известного писателя Мишеля Уэльбека «Подчинение», описывающего избрание в 2022 году президентом Франции мусульманина), угрозу криминализации и терроризма уже внутри Евросоюза, чему свидетельства – теракты на улицах Лондона и Копенгагена, расстрел в начале этого года редакции парижского журнала «Шарли Эбдо», разместившего возмутительные для мусульман всего мира карикатуры на пророка Мохаммеда.

Сейчас жители Евросоюза, вдруг позабыв о своих общеевропейских ценностях и идентичности, вспомнили о том, что они вообще-то отдельные немцы, англичане, греки, французы, венгры и стали вновь возрождать границы и заборы между собой, а также перекладывать друг на друга бремя расходов на приют польстившихся на либеральные лозунги беженцев.

Но не это страшно! В конце концов, за что боролись, на то и напоролись! А если к беженцам с Востока присоединятся ещё и украинские мигранты, также соблазняемые россказнями о западном, а не русском братстве, то Европе будет трудно переварить тот коктейль цивилизаций, который они взболтали вместе с Америкой.

Страшно другое! «Великое переселение народов», как называют сейчас миграционные потоки из Африки и Ближнего Востока, вызывает сопротивление привыкшего к комфорту европейского обывателя. И вот уже в Германии, Швеции, Венгрии, Австрии поднимает голову фашизм, на улицы выходят многотысячные демонстрации бритоголовых, громятся лагеря беженцев, сжигаются их дома… А что такое фашизм – мы уже проходили в ХХ веке.

На этот раз фашизм носит не национальный характер, а интернациональный. Так, «белый» фашизм объединяет в своих рядах не только немцев, итальянцев и англичан, но и русских, украинцев, венгров, болгар, поляков. Под знамёна же мусульманского фашизма встают не только арабы, африканцы, среднеазиаты, кавказцы и уйгуры, но русская девочка Варвара Караулова, студентка элитарного философского факультета МГУ, русский мальчик, киноактёр Вадим Дорофеев, недавно погибший в рядах ИГИЛ, идеолог исламистского вооружённого подполья на Кавказе, мальчик из Улан-Удэ Саид Бурятский и многие другие. Выходцев из России, сражающихся на Ближнем Востоке за другие идеалы, много, более 2,5 тысяч.

Что же заставляет молодых россиян отправляться в чужие края, покидать родные хаты, несмотря на слёзы матерей? Только одно – поиск смысла жизни и, отсюда, своей идентичности.

Идентичность, будучи словом женского рода, имеет мужской характер и как термин трактуется «определение меня, нас, их в категориях «свой-чужой». Поэтому идентичность всегда политизирована и конфликтогенна.

Люди определяются (самоопределяются), идентифицируются (самоидентифицируются) по отношению к государству – россиянин; по нации – русский; по религии – христианин, мусульманин, буддист; по социальной группе – рабочий, служащий, студент; по возрасту - молодой, старый и так далее. Все эти признаки идентифицируют не только человека как своего – чужого, но и характеризуют культуру народа или государства, его уровень развития, национальные особенности, ценностные установки, нормы поведения и морали, то есть то, что мы называем цивилизацией. Культура – это и есть цивилизация.

По определению Арнольда Тойнби, в мире есть несколько ведущих цивилизаций, только с им присущими этикой и эстетикой, а также экономикой как выражением опять же культуры – это англо-саксонская, средиземноморская, исламская, православная, конфуцианская, буддистская, индуистская. В последнее время стали говорить о России как отдельном государстве-цивилизации, гармонично вбирающей в себя православие, русское мусульманство, русский буддизм. Но это вопрос дискуссии.

У каждой цивилизации свои смыслы жизни, система ценностей, ментальные предписания поведения, понятия справедливости и красоты мира. И каждый человек, рождаясь на белый свет, определяет, идентифицирует себя по отношению к Родине, языку, религии, смыслу жизни, то есть опять же по культуре бытия.

Кто я, зачем я, с кем идентифицируюсь? Это вопросы молодых. Ещё юным Александр Пушкин вопрошал: «Жизнь – на что ты мне дана?».

Идентичность изменяема, переменчива. Многие молодые, в том числе на Западе и в России, отвергают свой христианский мир за его, по их мнению, продажность, порочность, греховность. Поэтому, наверное, главный палач ИГИЛ - британец Джон, являющийся поклонником группы «Битлз» и лично Джона Леннона, а Варвара Караулова едет женой к его соратникам.

Многие молодые, в том числе в Азии и России, отвергают буддизм с его созерцательностью земных дел и непротивлением злу. Поэтому, наверное, многие азиаты встают под знамёна активного, пассионарного, энергетически сильного ислама, предлагающего им новую сущность жизни, новые перемены.

Молодым че геварам, конечно же, в силу возраста, требуются перемены, размах, масштаб. Ещё Виктор Цой пел о том, что «перемен требуют наши сердца». В то же время не все в этом возрасте могут противостоять чувству ложного товарищества, ложной моде, ложной «движухе».

И едут молодые со всего света на Ближний Восток, на руинах светских государств которого (а, как известно, свято место пусто не бывает) религиозными фанатиками, объединившимся через Интернет, строится, по их мнению, новый прекрасный и справедливый мир по законам шариата – Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). И тут ислам как религия становится не только консолидирующим фактором (мы), но и разъединяющим людей (они). И эта идентичность «свой-чужой» по религиозному признаку делает ислам не только политической силой в форме исламизма, но и инструментом изменения мира через конфликты, в данном случае конфликты идентичности. Поэтому современные локальные войны, ведущиеся на Ближнем Востоке, на Украине, называются конфликтами идентичности.

Проекция силы фанатиков, идентифицирующих человека по признаку «свой-чужой», зачастую приобретает радикальные, террористические, то есть ужасные формы. Отсюда зверства «Талибана», «Боко Харама», «Дхебхат-ан-Нусры», ИГИЛа. Отсюда угрозы: «Мы пришли в Европу, очередь за Россией и Китаем».

Радикальный исламизм отвергает все достижения социального прогресса и провозглашает возврат к чистоте истоков веры, к фундаменту. Поэтому иногда исламистов называют фундаменталистами, хотя сторонников возврата к старине хватает и в христианстве (неоязычество).

Истоки же ислама находятся в Средневековье. Вот и получается – назад, в будущее. Именно средневековыми нормами объясняются сейчас требование ИГИЛа ходить женщинам в мрачных хиджабах, побивание их камнями за прелюбодеяние, отрубание головы убийцам и руки ворам. Такое публичное изуверство не характерно для светского, мирного, сострадательного ислама и пугает людей, которые начинают видеть в каждом мусульманине террориста. Кроме того, исламские радикалы уничтожают тех, кто смеет по-иному интерпретировать средневековые религиозные тексты, то есть самих мусульман. Поэтому духовные лидеры мусульманского мира России категорически отказались поддерживать политическую и религиозную практику ИГИЛ и ему подобных организаций, заявив, что такими методами они компрометируют ислам и ведут его к самоубийству. Именно поэтому они поддержали начало российских военных действий в Сирии против террористического ИГИЛ, уже угрожающего России на южных рубежах.

Таким образом, конфликты идентичности, развернувшиеся по миру, спровоцированы Западом (и это прямо признал недавно Тони Блэр, экс-премьер Великобритании). Смыслы жизни, которые он предлагает молодёжи, многих не устаивают. И они едут на Ближний Восток сражаться за чуждые им идеалы.

Вместе с тем, на Родине есть всё – смыслы жизни, идеи, возможность борьбы за справедливость и добро, поле деятельности, на котором можно реализоваться на благо нашей общей многонациональной страны, целостность и мир которой мы обязаны сохранить в этой сложной геополитической обстановке.

Дашиева Екатерина Ойдуповна,

заведующая научно-методическим отделом

Забайкальской краевой научной библиотеки

им. А. С. Пушкина, г. Чита



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: