Ранее мы познакомились с типичными чертами сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического темпераментов. Как видно из описаний, не все черты личности, обусловленные врожденным темпераментом, одинаково социально приемлемы и вызывают одобрение окружающих, например:
— холерик обладает взрывным характером, нетерпим к недостаткам окружающих, может быть очень резким и непостоянным;
— сангвиник — веселый и добродушный, но часто поверхностный и неглубокий в чувствах человек;
— флегматик — спокойный и основательный, но при этом медлительный и неэмоциональный;
— меланхолик — способен на сочувствие, но при этом часто угрюмый, тревожный, замкнутый и необщительный.
Как действовать, если мы нашли среди негативных черт какие-то свойственные нам и наши предположения о доминирующем темпераменте подтвердились в результате самодиагностики? Можно ли скорректировать негативные проявления врожденного темперамента и стоит ли это делать?
Безусловно, работа над собой необходима, и упорство в достижении цели, основанное на знании того, чего мы, собственно, хотим добиться, принесет плоды.
Мы говорили в об интроспекции и ее основных правилах, заключающихся в том, что следует наблюдать за собой, вести соответствующие записи, сопоставлять самонаблюдение с наблюдениями других людей, делать выводы и проектировать свое развитие.
Проектирование развития нужно рассматривать относительно эмоциональной сферы в целом, а также относительно сферы деловой коммуникации.
В таблице систематизированы основные направления развития личностной эмоциональной сферы в зависимости от типа темперамента с целью корректировки возможных негативных проявлений.
|
Основные направления развития личностной эмоциональной сферы в зависимости от типа темперамента
Таблица 2.9
Тип темперамента | Направления развития личности |
Сангвиник | Следует делать упор на развитие у себя сопереживания (радости и горю) других людей, тонкости и чувствительности. Всегда помнить о том, что чрезмерное количество друзей неминуемо скажется на качестве межличностных отношений |
Флегматик | Нужно развивать у себя эмоциональность и подвижность, командные качества |
Холерик | Следует упорно работать над сдерживанием своих негативных эмоций и перепадов настроения, оказывающих негативное влияние на окружающих |
Меланхолик | Основной упор рекомендуется сделать на развитие способности нормально общаться, а также на укрепление характера, твердости, уверенности в себе |
Основные правила поддержания эффективной коммуникации с деловыми партнерами и клиентами в зависимости от их темперамента:
1) для холериков и меланхоликов более эффективными методами воздействия являются индивидуальные беседы, консультации, советы, намеки;
2) меланхолик и флегматик не любят публичности; более продуктивным будет решение вопросов в узком кругу;
3) нежелательно применять к холерику резкий и требовательный тон, он, скорее всего, вызовет негативную реакцию, эмоциональный взрыв, агрессию, отказ от предложений;
4) нежелательно применять резкий и требовательный тон к меланхолику: он, скорее всего, вызовет обиду, неуверенность в себе, нежелание дальнейшего взаимодействия;
|
5) нежелательно торопить флегматика с решением: ему нужно дать время на обдумывание;
6) желательно внимательно изучать и анализировать принятые меланхоликом или сангвиником на себя обязательства, относиться к ним с разумным скепсисом: обязательства могут быть не выполнены;
7) для разных типов темперамента характерен разный уровень мотивирующего воздействия в зависимости от характера когнитивных процессов и эмоциональности; следует уделять этому специальное внимание и тщательно подбирать аргументацию. Холерик принимает решение импульсивно, значит, его можно поразить, впечатлить, «сразить» необычайно яркой эмоциональной аргументацией. Флегматик, напротив, принимает взвешенные решения, для него более убедительна будет конкретика в аргументации, к тому же нужно настроиться на то, что процесс аргументации может затянуться надолго.
Список рекомендаций для улучшения качества делового общения с представителями разных типов темперамента можно продолжать довольно долго, однако, Вы можете разработать свои собственные правила, если внимательно ознакомитесь с моделями темпераментов и разовьете в себе умение наблюдать за людьми и анализировать увиденное. Учет особенностей темперамента партнеров по деловому общению — обязательный элемент культуры общения и часто решающий фактор успешной коммуникации.
В завершение описания особенностей проявления темперамента обратим особое внимание на то, что темперамент и характер человека — это не одно и то же. Характер — это индивидуальные особенности поведения человека, которые проявляются в поведении, деятельности, общении. Эти особенности можно объединить в группы черт, которые выражают отношение к труду, другим людям, коллективу, обществу, к самому себе. О направленности личности мы будем говорить в последующих параграфах.