Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫК ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

I. Схема изучения игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта

· Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или нет).

· Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; характер этого интереса: разлитой (когда ребенок перескакивает с одной игрушки на другую), избирательный.

· Устойчивость интереса.

· Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением.Есть ли неадекватные действия, перечислить).

· Характер игровых действий:

Ø манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в ходе которых узнаются свойства предметов):

- специфические - направлены на выявление свойства предмета двигает машину взад и вперед, рассматривает колеса),

- неспецифические - постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);

Ø процессуальные (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);

Ø сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).

· Пользуется ли ребенок каким - то изобразительным действием с воображаемыми предметами.

· Использует ли в игре предметы-заместители, понимает их роль.

· Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксирующая; регулирующая; планирующая.

Продолжительность игры.

· Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, с удовольствием ли играет или из-за подчинения.

· С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.

Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения

Первый год обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Второй год обучения

Октябрь - последовательное обыгрывание куклы.

Ноябрь, декабрь - "Дочки-матери".

Январь - "Автобус".

Февраль - "Магазин игрушек".

Март - "Семья" (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т.п.).

Апрель - "Доктор" (прием врача в детском саду).

Май - "Детский сад" (с использованием игры "Автобус" и "Семья").

Третий год обучения

Сентябрь, октябрь - "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин".

Ноябрь - "Доктор".

Декабрь - "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов).

Январь - "Детский сад".

Февраль - "Парикмахерская".

Март - "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов).

Май - "Кукольный театр" (в игру входят инсценировки сказок).

Июнь - "Зоопарк".

Четвертый год обучения.

Сентябрь - "Магазин" (Универсам). Октябрь - "Поликлиника". Ноябрь - "Поликлиника" и "Аптека". Декабрь - "Вызов врача на дом", "Скорая помощь". Январь - "Детский сад". Февраль - "Моряки". Март - "Почта".

Апрель - "Школа" и "Магазин школьных принадлежностей" (объединение сюжета). Май - "Зоопарк".

Примерный перечень тем для обыгрывания кукол (1-й год обучения): "У нас в гостях кукла Аня (Ваня)"; "Кукла хочет спать"; "Завтрак куклы Ани"; "День рождения медвежонка Дани"; "Прогулка малышей"; "У матрешки новоселье"; "Купание малышей-голышей"; "Стирка"; "Праздник елки"; "К нам в новый дом пришли матрешки"; "К нам в гости пришли матрешки"; "Оденем доченьку на прогулку"; "Аня проснулась (утро куклы)"; "Поездка в гости на автобусе" и т.п.

Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных: "Идем во двор к собачке в гости (собачья будка...)"; "Нам подарили котенка"; "Покормим нашу курочку с цыплятами"; "Покатаемся на лошадке"; "Прогулка в лес (знакомство со зверушками)" и т.п.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей: "Привезем на грузовике кубики для постройки дома"; "Новоселье" (перевозка на грузовике мебели); "Покатаем зверюшек в поезде"; "Покатаем зверюшек в автобусе" и т.п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Семья": "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол;оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т.п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Детский сад": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т.п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т.п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Автобус": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т.п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Для проведения игры учитель-дефектолог и воспитатели учат детей делать автобус, сдвигая стулья и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить крупным строительным материалом (кирпичиками, кубиками), оставив спереди и сзади "двери" для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса - место для водителя. Можно сделать стационарный автобус из фанеры, картона или пластика, он имеет ограничения со всех сторон, а с одной стороны открытое пространство - дверь, внутри такого автобуса устанавливается руль, стулья - сиденья. Желательно, чтобы дети умели играть с различными постройками, напоминающими автобус. Надо сделать автобусную остановку, светофор, специальную дощечку с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески). Для вывесок используются картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т.п. На третьем и четвертом году обучения можно расширить количество атрибутов, предложить для игры: набор инструментов для ремонта автобуса, тряпочку для протирания стекол автобуса, бак для бензина, коробку переключения, микрофон, дополнительно оснащается место для бензоколонки, столовой для водителей и т.п. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, талоны, проездные карточки и т.п. В автобусе оборудуется касса -компостер.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Магазин": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т.п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т.п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская": "Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)"; "Едем на автобусе в парикмахерскую"; "Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую"; "Делаем прически к Новогоднему празднику"; "Приглашаем парикмахера в детский сад" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Парикмахер" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т.п.).

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Доктор" (2-й год обучения): "На приеме у врача в детском саду"; "Вызов врача на дом (кукла заболела)", "Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)", "Папа вызывает врача на дом к больной дочке" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника", "Аптека", "Скорая помощь" (3-й и 4-й год обучения): "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; аптекаря; экскурсия в поликлинику, аптеку; наблюдение за скорой помощью на улице (во время любой прогулки, экскурсии); чтение детской литературы; дидактические игры.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей, при негативном опыте детей важно не заострять на нем внимание, наоборот следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Атрибуты: для этой игры необходимо оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане - термометры, в коробке - шприцы, пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, "спирт" для смазывания места укола, "йод" для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, таблицы для проверки зрения с картинками и т.п.

Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие "лекарств", медицинских предметов, предметов для личной гигиены.

При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т.к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Моряки": "Учимся строить корабль"; "Моряки плывут на корабле по морю"; "Моряки ловят рыбу, работают рыболовами"; "Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора"; "Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают"; "Моряки выходят на берег, идут в театр"; "Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин"; "Моряки приплывают в большой город и идут в "Зоопарк" и т.п.Таким образом, игра "Моряки" постепенно объединяется с играми "Автобус", "Поликлиника", "Магазин", "Кукольный театр" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Моряк" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т.п.

Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань - кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Школа": "В магазин за школьными принадлежностями", "Урок веселого счета", "На большой перемене", "Кукольный театр в гостях у школьников", "Школьники на экскурсии по городу", "В школьной библиотеке", "Обед в школьной столовой", "На уроке физкультуры" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.

Оборудуется игровой уголок для игры в "Школу", в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т.п.

Сначала дети идут в "Магазин" (в группе оборудуется "Магазин школьных принадлежностей"), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т.п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог. Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т.п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т.д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.

Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т.п.

Организуя игру, учитель-дефектолог, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют "уроки", ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Зоопарк": "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С.Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т.п.

Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (при наличии его в городе); рассматривание картины из серии "Дикие животные"; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием "Зоопарка" из конструктора "Lego"; чтение детской литературы; дидактические игры.

Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т.п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.

Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.

Варианты конспектов обучающих игр

"Познакомимся с Аней"

Педагогический замысел: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.

Материал: кукла Аня, коляска.

Содержание игры. Дети удобно располагаются на ковре вокруг педагога, он говорит: "К нам в гости пришла кукла, ее зовут Аня, давайте с ней познакомимся!". Кукла Аня "подходит" к каждому по очереди, "протягивает" руку: "Я - Аня, а тебя как зовут?" Дети отвечают, педагог предлагает пожать Ане руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: "Аня, хочешь посидеть с нами на коврике? Садись, Аня! Дети, попросите Аню сесть" - педагог стимулирует детей к общению с куклой с помощью речи и жестов.

"Аня, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Ани руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?" Дети показывают, легко дотрагиваясь руками, педагог поощряет высказывания детей, их действия. Если дети не говорят, неоднократно четко произносит нужные слова сам, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания.

Педагог делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к детям: "Аня хочет спросить, а где у вас руки и ноги? Можно у вас это узнать?" Педагог стимулирует положительные ответы детей. Аня (педагог) обращается к каждому: "Где у тебя ручки? А у тебя где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?" - и тому подобное, радующее детей и устанавливающее эмоциональный контакт с куклой.

"Кукла Аня устала,- заканчивает занятие педагог, - давайте покатаем ее на коляске!" Дети катают по очереди, педагог играет вместе с ними, дает образец речи и действий незаметно, не выходя из игровой ситуации. "Садись, Аня! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся, Аня!" - педагог говорит короткими фразами, стимулируя детей к повторению в зависимости от речевых возможностей детей.

"Кукла Аня пляшет и поет"

Педагогический замысел: показать детям новые игровые действия с куклой, учить подражать действиям взрослого, закреплять интерес к кукле, воспитывать адекватное отношение к ней.

Материал: кукла Аня и ее "подружки" - куклы (по числу детей).

Содержание игры. Дети усаживаются на коврике вокруг педагога, за ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит детям: "Сегодня к нам в гости пришла кукла... - педагог делает паузу, давая возможность детям самим назвать ее имя, - правильно, Аня. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем. Давайте позовем ее!" Дети зовут все вместе, потом каждый в отдельности: "Ой, не идет, позови ты, Таня! И ты, Вова, позови!.." - педагог стимулирует детей к речевой активности. Кукла появляется из-за ширмы, радуется каждому ребенку в отдельности, замечает какую-то деталь во внешности у каждого ребенка (прическа, платье, рубашка и т.п.). Все эти "маленькие хитрости" делают куклу близкой детям, облегчают контакт с ней.

"Аня умеет петь песенку, послушайте, пожалуйста!" - педагог берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла Аня "шепчет" ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с каждым ребенком, обращается к каждому по очереди и приглашает попеть с ней. Дети поют плавно на выдохе, хором и индивидуально. Аня благодарит всех.

"Аня умеет танцевать", - продолжает педагог, берет за ручки куклу, она топает по ковру ножками в такт веселой мелодии. "Поможем Ане., похлопаем в ладоши!" Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. "Аня, ты устала? Ой, устала Аня!" - педагог стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. "Аня устала, пусть посидит, а мы потанцуем!" Дети танцуют, а педагог с куклой хлопает им в ладоши. Аня (педагог) говорит детям о том, что позовет своих подружек, чтобы они попели с ними песенки и потанцевали. Из-за ширмы "выходят" куклы, и каждый ребенок самостоятельно с помощью взрослого обыгрывает различные действия с ними (здоровается, приглашает танцевать, поет и т.п.)

"Кукла Аня ходит"

Педагогический замысел: продолжать учить детей играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.

Материал: кукла Аня и ее "подружки" - куклы (по числу детей).

Содержание игры. Занятие начинается с уже знакомой детям подвижной игры с речевым сопровождением: "Большие ноги идут по дороге", - педагог и дети движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова "Топ, топ, топ" все вместе и делая большие шаги. "Маленькие ножки идут по дорожке", - продолжает педагог, дети вместе с ним делают маленькие шажки и тихо произносят: "топ, топ, топ... В ямку -бух!" - все приседают, "падают" в ямку. "Как упали дети? Бух! Бух! Сидят в ямке, слышат, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Аня поет! Как поет Аня? Позовем Аню, пусть поможет выбраться из ямки!" - дети по очереди и хором зовут Аню. Она приходит, помогает каждому - протягивает ручки (вместе с педагогом). "Аня, а ты умеешь ходить? Покажи! Дети, попросите Аню: иди, иди!" Аня идет маленькими ножками: топ, топ, топ". Как идет Аня? Топ-топ. Дети повторяют вместе и самостоятельно. "Бух! Упала! Как упала Аня? Аи-аи, плачет Аня! Как плачет Аня? Не плачь, Аня, не плачь!" - педагог гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает всем пожалеть Аню так же. "Не плачь, Аня, мы с тобой и с твоими подружками поиграем еще раз!" - заканчивает занятие педагог. Он раздает кукол по числу детей, игровое действие повторяется.

В результате серии занятий педагога и воспитателей, которые играют с куклой в вечерний отрезок времени, у детей формируются представления о том, что кукла такая же, как девочка. У нее есть лицо, глаза, нос, рот, руки, ноги и т.п. Она умеет плясать, петь, ходить и т.п. Когда она падает, ей больно, она плачет, ее надо жалеть. Куклу можно покатать в коляске (машине и пр.). Ребенку показывают и поясняют, что он сильный и добрый, а кукла маленькая и слабая, ее надо жалеть и беречь.

"Кукла Аня и медвежонок Даня"

Педагогический замысел: продолжать учить детей игровым действиям с куклой, познакомить их с мишкой, учить воспроизводить знакомые действия по слову, стимулировать к речевому сопровождению игровых действий.

Материал: кукла Аня, медвежонок Даня, "подружки" - куклы на всех.

Содержание игры. Дети входят в комнату, видят сидящих на ковре кукол. Они берут кукол на руки, педагог помогает детям сесть и усадить кукол (кукла сажается на левое колено и придерживается левой рукой).

Педагог говорит детям о том, что сегодня у кукол будет гость, и просит спросить у них, кто к ним придет? Дети спрашивают у своих кукол, взрослый отвечает за них: "К нам придет медвежонок Даня". Появляется медвежонок, знакомится с детьми. Медвежонок обращается к каждому ребенку с просьбой или вопросом (вопросы продумываются заранее, каждому ребенку дается посильный вопрос, чтобы не ставить его в ситуацию неуспеха), например: "Кто это у тебя на руках? Как зовут твою куклу? А что это у нее? (показывает на руки, ноги, глаза и т.п.). Медвежонок (педагог) спрашивает у детей: "А что умеет Аня? (Если дети не сумели назвать свою куклу по-другому, то допустимо одно и то же имя для всех кукол)". Покажите, как она топает? А петь умеет Аня? Спойте вместе с ней!" - продолжает педагог вместе с медвежонком, удивляется вместе с ним, радуется, стимулирует и поощряет детей. "А умеет ваша Аня танцевать? Я хочу с ней потанцевать, можно?". Дети разрешают: "Танцуй, Аня, танцуй, Даня!" Педагог берет куклу и мишку и показывает танец под знакомую детскую песенку: "Мишка с куклой громко топают, громко топают, посмотри, и в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, раз, два, три! А твоя Анечка будет танцевать с Даней?" - обращается педагог к каждому по очереди, дает возможность проиграть сценку самостоятельно, помогает тем, кому трудно.

Педагог говорит: "Устал медвежонок, устала Аня, пусть посидят, а мы спляшем". Взрослый повторяет слова песенки, танцует вместе с детьми. В группе воспитатели проводят аналогичное занятие под эту же мелодию (поют сами или используют запись на аудиокассете), позже для танца с куклой можно брать зайку, собачку Тяпку и т.д. В этом случае и слова меняются: "Кукла с зайкой громко топают..." или "Кукла с Тяпкой громко топают..." - так будет осуществляться повторность занятий и вырабатываться умение переноса игровых действий с игрушки на игрушку.

"Во что одета кукла Аня"

Педагогический замысел: продолжать учить детей играть с куклой, называть предметы одежды, снимать и надевать названный предмет одежды по показу (позднее по слову).

Материал: куклы в платьях, фартуках и платочках красного и желтого цвета (уже знакомого детям), на ногах тапочки (туфельки); красная и желтая корзинки.

Содержание игры. Занятие начинается с уже знакомой игры с речевым сопровождением - "Игра с платочками". Педагог раздает красные и желтые платочки детям, дети становятся в кружок, помахивают платочками под речевое сопровождение педагога: "У кого в руках платочек, тот пойдет ко мне в кружочек. Он платочек свой покажет и всем весело помашет". Дети вместе с педагогом произносят: "Вот-вот, вот какой! Вот какой платочек мой!" - и кружатся, подняв платочки кверху. Педагог продолжает: "Мы возьмем за уголки наши яркие платочки и поднимем выше, выше, выше наших ребятишек", -показывает, как надо двумя руками взять платочки за уголки, поднять их высоко над головой. "Сядем тихо все в кружок, спрячемся за свой платочек, а потом, а потом всех ребяток мы найдем", - дети приседают, платочками закрывают лицо, опускают платочки - нашлись. Педагог просит детей сесть поудобнее и догадаться, кому на головы они будут надевать свои платочки. Дети догадываются, а если это им сложно, педагог помогает и говорит, что надевать платочки будут куклам. Взрослый раздает детям кукол, каждый ребенок надевает на куклу платочек. Дети действуют по подражанию, педагог быстро приходит на помощь каждому ребенку в случае необходимости, сопровождает свои действия речью, помогая детям: "Я надену свой платочек Анечке. А я надену свой платочек..." По ходу действий педагог спрашивает детей о том, что каждый ребенок делает. В процессе занятия постоянно дается образец и обязательно стимулируется разговор каждого ребенка с куклой.

Педагог продолжает: "Вот мы платочки надели каждой кукле, а что еще надето на них? Правильно. Платье. А где у Анечки платье?" и т.д. "Вот фартук. Вот тапочки (туфельки). Где фартук? Где тапочки? Какого цвета фартук у твоей Анечки? А у твоей девочки? Какого цвета платочек? Да, правильно, желтого. Да, правильно, красного цвета. Вот какая красивая сегодня Анечка. Платочек желтый и фартук желтый, у кого такая Анечка?" (Дети показывают своих кукол в соответствующих называемым цветам нарядах). Дети учатся снимать и надевать фартук и платочек.

На повторном занятии проводится сериация по цвету: красные предметы кладутся в красную корзинку, желтые - в желтую.

"Кукла Аня и кукла Ваня"

Педагогический замысел: познакомить детей с куклой-мальчиком Ваней. Учить различать кукол по одежде и прическе, закрепить в речи названия одежды.

Материал: кукла Аня в платье, на голове бант, кукла Ваня в рубашке и в шортах; коляска; машина.

Содержание игры. Дети расселись на ковре и настроились на игру с куклой; если предыдущее занятие прошло удачно, то встречу с куклой дети ждут и не составит большого труда удержать их внимание, поддержать интерес.

Педагог, будто случайно, находит фартук и платочек и говорит: "Ой, что это? А это? Чей это фартук? Чей это платочек?" Дети радуются, что они знают ответ, смеются над "недогадливостью" педагога. "Правильно, - продолжает педагог, - это Анечка сняла фартук и платок и...(педагог делает загадочное лицо, достает из-за ширмы нарядную куклу с большим бантом на голове)... надела нарядное платье, завязала бант в волосы. Что это? Правильно, бант! Где бант? Правильно, на голове. Анечка идет в гости к своему другу... (педагог достает куклу Ваню)... Ване. Ваня "здоровается" с Аней, с каждым ребенком. Педагог продолжает: "Давайте посмотрим, во что одет Ваня! Это... (педагог дает возможность детям самостоятельно назвать предмет одежды детям, если дети не называют, называет сам и просит повторить каждого ребенка)... рубашка. Это... шорты. Где рубашка? Где шорты? Ваня тоже нарядный, аккуратный, но почему у него нет банта на голове? Ваня, ты, почему без банта?" Дети смеются, кто понял шутку, отвечают, что Ваня - мальчик, а мальчики бантики не носят. Если дети не дают ответа, его дает педагог и просит повторить ответ детей с соответствующими жестами отрицания.

Педагог рассказывает детям о том, что у него есть машина и коляска. Просит детей угадать, кто хочет покататься на машине, а кто в коляске? (Предполагается, что дети посадят Ваню в машину, а Аню - в коляску. Каждый ребенок катает по очереди Ваню и Аню и сопровождает свои действия речью с помощью взрослого.

На повторных занятиях можно предложить другие предметы одежды, а также игрушки "в подарок" Ане и Ване. Игрушки подбираются так, чтобы дети могли без особого труда определить, во что предпочитает играть мальчик, а во что девочка.

"Моем руки Ане"

Педагогический замысел: учить детей новому игровому действию с куклой: мытье рук. Учить выполнять последовательную цепочку действий по подражанию действиям взрослого, дать образец речевого сопровождения действий.

Материал: тазики, полотенца, мыло, куклы по числу детей и для педагога.

Содержание игры. Дети заходят в комнату, встают или рассаживаются вокруг маленького стола, на котором уже приготовлено все для игры. Педагог сообщает им, что кукла Аня запачкала руки, спрашивает, что надо делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают и называют с помощью взрослого необходимые для этого предметы: таз, мыло, полотенце. Педагог задает вопросы о каждом предмете, о его назначении. Взрослый действует неторопливо, успевает коротко комментировать свои действия: "Воду наливаю в тазик. Вода теплая. Давай ручки, Аня, надо намылить их. Вот... ручки намыливаю. Не торопись, Аня, хорошо надо намыливать. А теперь смоем мыло. Вот так. Вытри, Аня, руки полотенцем. Вот и чистые руки у Ани".

"Анечкины подруги пришли с прогулки, давайте поможем им помыть руки?" - продолжает беседу педагог. Раздает все необходимое, называя при этом каждый предмет, повторяя его названия для каждого ребенка персонально, задает каждому вопросы о том, что он дает ребенку. Дети действуют по подражанию, педагог помогает и подсказывает детям в контексте игры, эмоционально настраивает каждого ребенка на включение в игру.

Последующие занятия проводятся "понарошку", вносится предмет-заменитель, усложняется цепочка действий.

"Купание куклы"

Педагогический замысел: учить детей купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью (мимикой, жестами), отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним.

Материал: куклы-голыши, тазики (ванночки), мыло, мочалка, полотенце.

Содержание игры. Дети входят в комнату, педагог надевает фартук; сообщает, что занят важным делом и предлагает догадаться каким, показывая на стол - "



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: