1.1 Кейс «Оптимизация оргструктуры управления в ОАО «Уралавтоприцеп»
1.2 Дать рекомендации по совершенствованию оргструктурыВашего предприятия(учреждения)
ОАО «Мукомольный завод «МуЗа» располагается по адресу: Курганская область, Щучанский район, ст.Каясан, ул. Советская 1А.
Основными видами деятельности предприятия, закрепленными в Уставе, являются:
- производство муки, крупы, комбикормов;
- закупка, прием, обработка зерна;
- торгово-закупочная, посредническая и внешнеэкономическая деятельность;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- производство строительных материалов, конструкций и изделий, металлических конструкций;
- производство мельничного, элеваторного самотеков, фасонных частей к ним, а также нестандартизированного оборудования;
- возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- работы по устройству внутренних инженерных систем, за исключением систем газоснабжения;
- монтаж технологического оборудования, технологических металлоконструкций и трубопроводов, электротехнических установок и приборов, средств автоматизации зернохранилищ и предприятий по переработке зерна, предприятий пищевой промышленности, сельскохозяйственного производства;
- пуско-наладочные работы: электротехнических устройств, автоматизированных систем управления, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, подъемно-транспортного оборудования, технологического оборудования, технологического оборудования зернохранилищ и предприятий по переработке зерна;
- оказание коммерческих и посреднических услуг;
- ремонт строительной техники и автомобильного транспорта;
- аренда помещений и техники;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- автотранспортные перевозки;
- оптовая торговля химическими продуктами;
- оптовая торговля топливом;
- прочая оптовая торговля.
Организационная структура компании во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать на рынке и достигать поставленных целей. Необходимо, чтобы организационная структура позволяла нормально функционировать организации на рынке в современных условиях.
Организационная структура предприятия позволяет достигать ряд важных целей, которые будут обеспечивать повышение эффективности снабженческих, сбытовых и др. процессов.
На рис. 2.1 представлена организационная структура ОАО «Муза».
Рис. 2.1. Организационная структура ОАО «МуЗа»
Согласно рис. 2.1. организационная структура ОАО «Муза» построена по линейно-функциональному признаку.
На исследуемом предприятии существует несколько уровней:
высший - генеральный директор предприятия;
средний – заместитель генерального директора, начальник автотранспортного цеха, юрист, директор по развитию, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, начальник отдела сбыта и снабжения.
низший – остальной персонал.
Организационная структура управления персоналом оценивается, как рациональная, так как каждое должностное лицо занимается непосредственно своей работой.
Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров, а именно менеджер по кадрам.
Расчет количественных показателей, характеризующих эффективность элементов системы управления ОАО «Муза», представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Количественные показатели эффективности системы управления предприятием ОАО «Муза»
Показатель | |||
Эффективность элементов системы управления | |||
Коэффициент занятости персона в аппарате управления | 0,07 | 0,08 | 0,07 |
Соотношение численности линейного и функционального управленческого персонала | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
Удельный вес численности функциональных управляющих | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
Степень формализации труда работников | 0,87 | 0,89 | 0,87 |
Эффективность системы информации фирмы | |||
Коэффициент абсолютного использования информация | 0,12 | 0,15 | 0,14 |
Коэффициент эффективного использования информации | 0,09 | 0,09 | 0,11 |
Коэффициент непрерывности информационных потоков | 0,64 | 0,76 | 0,84 |
Уровень технической оснащенности работников аппарата управления, тыс. руб. / чел. | 14,1 | 18,5 | 18,9 |
Эффективность организационной структуры управления | |||
Степень централизации функций | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Уровень специализации подразделений | 0,78 | 0,81 | 0,85 |
Коэффициент полноты охвата функций | 0,48 | 0,63 | 0,57 |
Коэффициент дублирования функций | 0,38 | 0,41 | 0,29 |
Коэффициент качества выполнения управленческих функций | 0,07 | 0,09 | 0,09 |
Коэффициент управленческих связей (в среднем по предприятию) | |||
Эффективность системы управления в целом | |||
Коэффициент рациональности структуры | 0,89 | 0,905 | 0,9 |
Эффективность труда в ОСУ, тыс.руб./чел. | |||
Экономичность труда в ОСУ | 0,23 | 0,25 | 0,25 |
Коэффициент надежности системы управления | 0,05 | 0,03 | 0,08 |
ОАО «Муза» имеет сложную структуру, характеризующуюся низкой гибкостью, дифференциацией ответственности и полномочий, нечеткими задачами, поэтому значения коэффициентов эффективности имеет не всегда адекватный вид именно в силу своей системной сложности и отсутствия разработанных подходов.
В целом, можно сделать вывод об относительной эффективности системы управления предприятия.
Цель – создать новую систему управления, обеспечивающую устойчивое развитие предприятия.
Изучив организационную структуру ОАО «Муза» мы выявили, что для эффективного функционирования и развития организации в условиях рыночной среды, необходимо совершенствовать систему контроля на предприятии. Контроль - это не только и не столько одна из его функций. Это едва ли не важнейший элемент именно системы управления, под каким бы углом и в каких бы структурных срезах (функциональных, процедурных, организационных, технологических, деятельностных и т.д.) не рассматривалась последняя.
Для совершенствования функции контроля, нами было решено реструктурировать организационную систему управления ОАО «Муза» добавив в нее службу внутреннего аудита.
Внутренний аудит является важным элементом системы внутреннего контроля, которая используется собственниками и руководством экономического субъекта для «упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.
Функции службы внутреннего аудита ОАО «Муза»:
1) Проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
2) Проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3) Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;
4) Оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
5) Специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
6) Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Задачи службы внутреннего аудита ОАО «Муза» определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделения предприятия, так и предприятия в целом:
1) Контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
2) Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
4) Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Новая организационная структура предприятия ООО «Муза» с введенным отделом управления стратегией представлена на рис. 2.2.
Рис 2.2. Измененная структура системы управления ОАО «Муза»
Служба внутреннего аудита должна осуществлять следующие мероприятия последующего аудиторского контроля: 1) осуществлять методическую поддержку обособленных подразделений (выпускать информационный бюллетень с рекомендациями по ведению учета, налогообложению); 2) организовывать семинары по обучению и повышению квалификации бухгалтеров и экономистов подразделения, филиала, предприятия; 3) проводить консультации по текущим вопросам; 4) оказывать консультирование по автоматизации учетно-аналитической работы; 5) осуществлять контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 6) осуществлять контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики; 7) осуществлять контроль за сохранностью и состоянием имущества подразделения, филиала, предприятия; 8) осуществление мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований.