Рассмотрим пример чтения гидравлических схем (см. рис. и табл.).
У комбайна КСК-100 передача движения от двигателя 1 (см. рис.) на первичный вал коробки передач (на схеме не показана) основана на гидравлическом принципе, а от первичного вала к ведущим колесам - на механическом. Исполнительным органом гидропривода является гидромотор М5, выходной вал которого соединен с первичным валом коробки передач муфтой. На схеме аксиально-плунжерный насос Н4 изображен в развернутом виде. Перечень его составных частей см. в таблице. Из схемы следует, что привод основного насоса Н4.2 осуществляется от дизельного двигателя СМД-72 (см. поз. 1) через карданную передачу 6, а шестеренчатых насосов 4 (гидросистемы силовых цилиндров) и 5 (гидросистемы рулевого управления) - клиноременной передачей (см. поз. 2 и 3). Насос подпитки Н4.1 получает привод от вала основного гидронасоса Н4.2.
Гидробак Б1 оборудован заливной горловиной Б1.2 г приемной сеткой Б 1.1 и сапуном Б 1.3. Последний поддерживает в гидравлическом баке атмосферное давление.
Основной гидравлический насос Н4.2 и насос подпитки 114.1 начинают ра ботать после запуска двигателя 1. Поскольку золотник управления Н4.4 находится в нейтральном положении, основной насос Н4.2 работает без давления, при этом рабочая жидкость в гидросистеме совершает путь: гидробак Б1— линия всасывания 8 — фильтр Ф2 — линия всасывания 9 — насос подпитки 114.1—линия напорная подпитки 23 — линия управления 27 — предохранительный клапан подпитки Н4.7 — линия слива 38 — теплообменный аппарат (радиатор) А6 — линия слива 39 — гидробак Б1.
Предохранительный клапан Н4.7 поддерживает в системе подпитки давление 1,5 МПа (15 кгс/см2).
|
Управление золотником Н4.4 — педальное из кабины машины через промежуточный вал, рычаги и регулировочные тяги. В нейтральном положении золотника Н4.4 подушки педалей управления совпадают, а магистрали управления 11 и 12 перекрыты, и поршни сервоцилиндров Н4.3 (на схеме изображены одним сервоцилиндром двустороннего действия) надежно удерживают качающуюся шайбу в исходном (вертикальном) положении.
Линия связи 26 системы подпитки соединена с главными магистралями 13 и 22 через обратные клапаны III.Г» и Н4.6. Шланги высокого давления 14 и 21 связывают гидронасос Н4 с главными магистралями гидромо- |<>рл М5, который на схеме представлен в развернутом виде. Главные магистрали гидромотора изображены линиями связи 15, 16, 17, 18, 19 и 20.
Челночный золотник М5.2 и сливной клапан М5.3 автоматически обеспечивают отвод избытка рабочей жидкости на слив до и после реверсирования потока в главных магистралях. В зависимости от положения челноч ного золотника М5.2 сливной клапан М5.3 поддерживает заданное давление рабочей жидкости в линиях связи (управления) 30, 31, 32 либо 33, 34 и 35 (не более 1.Г) МПа, т. е. 15 кгс/см2).
При движении комбайна вперед предохранительный клапан М5.4 поддерживает в главной магистрали (см. поз. 15, 16 и 17) гидромотора рабочее давление 35 МПа (350 кгс/см2). Магистраль является напорной. Ту же роль выполняет и предохранительный клапан М5.5 при движении комбайна назад, когда напорной служит вторая главная магистраль (см. поз. 18, 19 и 20). Таким образом, при движении комбайна (вперед или назад) одна из главных магистралей является загрузочной, а другая - напорной.
|
Линия дренажа 40 соединяет полости сбора утечек рабочей жидкости гидромотора и гидронасоса, из которого жидкость поступает в сливную магистраль.
Для обеспечения переднего хода комбайна водитель нажимает на левую педаль управления скоростью движения (предварительно включив одну из трех передач), и результате чего золотник управления Н4.4 (через сер воцнлиндр Н4.3) изменяет положение качающейся шайбы. Магистраль 13 становится напорной, а 22 —загрузочной. Напорными становятся соответственно линии связи 14, 15, 16 и 17, а загрузочными — 18, 19, 20 и 21. Рабочая жидкость в гидросистеме совершает движение по замкнутому контуру: гидронасос Н4.2 — напорные линии связи 13, 14, 15, 16, 17 — гидромотор М5.1—загрузочпые линии связи 18, 19, 20, 21, 22 — гидронасос Н4.2. В гидромоторе М5.1 гидравлическая энергия рабочей жидкости на его выходном валу преобразуется в механическую.
В процессе работы рабочая жидкость вытесняется из гидромотора в загрузочную магистраль, где ее давление уменьшается до 1,5 МПа (15 кгс/см2), поскольку линии связи управления 35, 34 и 33 через челночный золотник М5.2 соединены со сливным клапаном М5.3. Таким образом, в загрузочной магистрали (см. поз. 18, 19, 20, 21 и 22) поддерживается заданное давление, обеспечивающее непрерывность подачи рабочей жидкости во всасывающую полость гидронасоса Н4.2. При понижении давления в загрузочной магистрали (в основном из-за утечек) оно восстанавливается до заданной величины нагнетанием рабочей жидкости из системы подпитки через обратный клапан Н4.6. Заданный режим работы напорной и загрузочной магистралей гидросистемы обеспечивает давление в системе слива (дренажа) 0,25 МПа (2,5 кгс/см2) и непрерывность подачи рабочей жидкости в радиатор А6 для охлаждения.
|
При дальнейшем нажатии на левую педаль управления скоростью угол наклона качающейся шайбы к оси блока цилиндров уменьшается, а подача гидронасоса Н4.2 увеличивается, в результате чего повышается частота вращения выходного вала гидромотора М5.1 и скорость движения комбайна. Таким образом осуществляется бесступенчатое изменение скорости движения комбайна на каждой из трех передач коробки. Максимальной подаче гидронасоса соответствует номинальная частота вращения выходного вала гидромотора (1701 мин-1).
Для движения комбайна назад (на каждой из трех передач коробки) водитель нажимает на правую педаль управления скоростью. При этом золотник управления Н4.4 смещается в направлении, противоположном его позиции, занимаемой при движении комбайна вперед, и изменяет (через сервоцилиндры) наклон качающейся шайбы, что вызывает изменение функций, выполняемых главными магистралями. Магистраль 22 гидронасоса Н4.2 станет напорной, а 13 — загрузочной. Направление движения потока рабочей жидкости и направление вращения выходного вала гидромотора М5.1 изменяется. После реверсирования потока рабочей жидкости и движения комбайна назад подпитка загрузочной магистрали (см. поз. 13, 14, 15, 16 и 17) осуществляется через обратный клапан Н4.5. Линии связи управления 30, 31 и 32 (через челночный золотник М5.2) соединяют загру- ючиую магистраль со сливным клапаном М5.3, при этом линии связи 33, 34 и 35 перекрываются. В дальнейшем процесс работы гидросистемы повторяется.