1) Дипломная работа практического характера состоит из:
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
- практическая часть, которая состоит из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемой литературы;
- приложения.
2) Дипломная работа опытно-экспериментального характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи эксперимента;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- практической части, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- списка используемой литературы;
- приложений.
3) Дипломная работа теоретического характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяется предмет, формулируются цели и задачи исследования;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
- списка используемой литературы;
- приложений.
По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и практической части. В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломного проекта.
В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой дипломного проекта.
Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений.
Выпускная квалификационная работа моет быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.
Планирование работы
Весь цикл подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы условно можно представить в следующем виде:
– выбор темы исследования;
– написание заявления на выполнение выпускной квалификационной работы (Приложение 1);
– изучение научно-методической литературы;
– определение предмета и объекта исследования;
– определение цели и задач;
– разработка рабочей гипотезы;
– выбор методов исследования;
– организация исследования;
– подготовка и проведение экспериментальной части работы;
– обработка результатов исследования;
– анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования;
– формулирование выводов;
– письменное оформление работы, подготовка иллюстративного материала;
– подготовка доклада к защите.
Выбор темы
Студентам предлагается для самостоятельного выбора несколько наиболее актуальных направлений научных исследований по дисциплине.
Рекомендации по выбору темы:
1. Искать тему исследования в сфере будущей профессиональной деятельности.
2. Учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки в выбранной области, возможность объективных измерений.
3. Тема выбирается студентом самостоятельно из предложенных направлений. Студент имеет право предложить свою тему с обязательной аргументацией ее выбора. Тема должна иметь очерченные границы, формулировка - содержать ключевые слова, отражать главную идею работы, быть немногословной и лаконичной.
4. При выборе темы надо ориентироваться на место проведения педагогической практики.
5. Тема должна отвечать современным требованиям, быть социально значимой, учитывать потребности практики.
ТЕМА - формулируется по возможности кратко. Тема должна отражать сущность планируемой для исследования проблемы. Формулировка темы чаще всего начинается со слов:
Формирование… Пути...
Развитие… Методы…
Использование… Средства…
Возможности… Разработка…
Эффективность… Влияние…
Исходя из темы работы, формулируется проблема исследования.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - это формулировка тех «узких» мест, «белых пятен», которые не позволяют учителю-практику применять данное актуальное психолого-педагогическое средство (форму, метод, прием) успешно.