Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы




Вопросы к зачету

 

1. Методика как наука. Понятие о предмете и задачах курса, его связи с другими дисциплинами. Цели и задачи филологического образования. Русский язык как учебный предмет. ГОС и ФГОС. Компетентностный подход, УУД. Содержание и структура школьного курса. Принципы обучения. Средства обучения. ЛК, Баранов, гл. 1,2,3; Литневская гл.1, §1-2.

2. Структурные компоненты урока, особенности их проведения. Типы уроков, временные и содержательные требования к ним, особенности проведения урока каждого типа. Урок изучения нового. Урок закрепления знаний, умений и навыков, урок обобщающего повторения, общее и отличия в типах уроков. Комбинированный урок. Урок контроля, контроль в обучении русскому языку. ЛК, Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого.

  1. Виды повторения, их связь с типами и этапами уроков. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого, Хрестоматия ч.1 – статья Напольновой.
  2. Виды (способы) проверки домашних упражнений, их сильные и слабые стороны. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого.
  3. Классификации упражнений. Виды упражнений по русскому языку и методика их проведения. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого.
  4. Виды опроса, их сильные и слабые стороны. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого, Хрестоматия ч.1 – статья Богдановой.
  5. Приемы активизации класса во время индивидуального опроса. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого.
  6. Виды диктантов, их назначение (задачи), методика проведения и проверки каждого из видов диктантов. Распечатка.
  7. Виды терминов, лингвистических определений и правил, методика работы с ними. Хрестоматия, ч. 1 - статья Блинова Г.И., Панова Б.Т.

10. Методы обучения в дидактике, их связь с компонентами социальной культуры, выбор метода обучения. Проблемное обучение на уроках русского языка. Особенность каждого метода, сопоставление методов. ЛК, Хрестоматия ч.1 - статьи Лернера, Напольновой, Купаловой.

  1. Методика обогащения словарного запаса. Хрестоматия ч.3 – статья Баранова.
  2. Методика изучения лексики и фразеологии. ЛК, Основы методики…
  3. Методика изучения орфографии. ЛК, Хрестоматия ч.3 – статьи Тиханова, Булохова.
  4. Методика изучения фонетики, графики, орфоэпии. Основы методики…, Хрестоматия ч.3 – статьи Жедек, Ладыженской, Горбушина, Бондаренко.
  5. Требования к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям (УУД); «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку», касающиеся диктантов, словарных диктантов и текстовых контрольных работ. Негрубые и однотипные ошибки. Современные средства оценивания результатов образования. Хрестоматия ч. 5 – Критерии и нормы оценки…, статья Мурашкиной.
  6. Причины отставания по русскому языку. Работа над ошибками, индивидуальный учет ошибок, способы их исправления. ЛК, Зайдман И.Н. Психология обучения… - статья Причины отставания…
  7. Методика изучения пунктуации. ЛК, Хрестоматия ч.3 – статьи Гадаловой, Купаловой.

18. Методика развития коммуникативно-речевых умений. ЛК, Система обучения сочинениям…

19. Текст. Текстовые признаки. Методика обучения текстовым признакам. ЛК, Система обучения сочинениям…

Литература

1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

2. Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации. – Новосибирск, 2010.

3. Зайдман И.Н. Психология обучения языкам. - Новосибирск, 2007.

4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2006.

5. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

6. Методика преподавания русского языка: хрестоматия: в 5 ч. – Новосибирск, 2005.

7. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.

8. Основы методики русского языка в 4-8 классах /под ред. А.В. Текучева. М., 1978 или 1983.

 

Практические задания

1. Подберите материал для указанных видов диктантов, определите цель и этап использования этих упражнений, охарактеризуйте методику проведения и проверки.

2. Покажите на одном из параграфов учебника, как принципы пунктуации отражены в содержании пунктуационного правила и упражнений, связанных с ним. Предложите пути совершенствования.

3. Проанализируйте правило (по указанию экзаменатора), предложите формы работы с ним.

4. Приведите примеры пунктуационных упражнений разных видов. Оцените их эффективность.

5. Проанализируйте определение (по указанию экзаменатора), предложите формы работы с ним.

6. Проанализируйте лексические упражнения разных видов при изучении указанной темы. Оцените их эффективность.

7. Проанализируйте задания на семантизацию и актуализацию указанной лексики. Предложите пути совершенствования.

8. Охарактеризуйте упражнения по орфографии, определите среди них место орфографического разбора (при изучении указанной темы). Оцените их эффективность.

9. Предложите разные способы проверки домашнего задания (упражнение по указанию экзаменатора).

10. Предложите разные варианты опроса по указанной теме.

11. Охарактеризуйте ошибки в диктанте, определите, какие из них требуют специальной работы над ошибками.

12. Определите, как реализуются принципы методики изучения пунктуации при изучении указанной темы. Предложите пути совершенствования обучения.

13. Оцените конспект урока с точки зрения требований, предъявляемых к урокам данного типа.

14. Проанализируйте лингвистические и методические основы указанного параграфа учебника.

15. Определите, изложение какого вида можно написать по данному тексту. Предложите методику подготовки к изложению.

16. Составьте познавательную задачу (проблемный вопрос) по указанной теме.

17. Проанализируйте упражнения по фонетике, графике, орфоэпии. Оцените их эффективность и соответствие требованиям методики.

18. Проверьте диктант ученика, определите причины отставания и предложите методику работы над ошибками.

 

Дополнительная литература

1. Бессонова, А. В. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-методический комплекс / А.В. Бессонова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 134 с.

2. Гац, И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: Учебное пособие - М.: Дрофа, 2007. 287 стр.

3. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / Л. И. Гриценко. - Москва: Академия, 2008. – 240 с.

4. Зайдман, И. Н. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников. / И.Н. Зайдман. – Новосибирск, 2001.

5. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. / Т.А. Ладыженская. – М., 1975.

6. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям: 4-8 классы. М.: Просвещение, 1978.

7. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1980, 1998.

8. Обучение русскому языку в школе: Учеб.пособие для пед. вузов/ Е.А.Быстрова.- М.: Дрофа, 2004.- 240 стр.

9. Система обучения сочинениям: 4 – 8 кл. / под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1978.

10. Текучев, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. / А.В. Текучев. – М., 1980.

11. Учебники русского языка для средней школы /под ред. Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой, А.И. Власенкова, П.А. Леканта, С.И. Львовой и др. авторов.

14. Шатова, Е. Г. Урок русского языка в современной школе: Типы, структура, методика: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Дрофа, 2008.- 253 стр.

Электронные ресурсы

1. Зайдман, И. Н. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова; Новосиб. гос. пед. ин-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 352 с. https://lib.nspu.ru/file/library/163004/3897aa4a569cf8a1.pdf 2. Зайдман, И. Н. Инновационные технологии и модели обучения: учебное пособие / И. Н. Зайдман, Ю. Ю. Алехова, О. А. Ефремова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 140 с. https://lib.nspu.ru/file/library/144555/e361f531655170a7.pdf.

Периодические издания

1. 1 сентября: Русский язык

2. Инновации в образовании

3. Образовательные технологии

4. Педагогические науки и образование

5. Психология и школа

6. Психология обучения

7. Русский язык в школе

8. Школьные технологии

Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http: //praktika.karelia.ru/ - портал «Виртуальная педпрактика».

2. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ict.edu.ru.

3. http: //psylist.net/pedagog/ - сайт, посвященный психологии ребенка.

4. http: //psylist.net/pedagogika/ - сайт, посвященный науке «Педагогика».

5. http: //standart.edu.ru/ - сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

6. http: //www.edu.ru/ - портал «Российское образование».

7. База данных по электронным энциклопедиям [Электронный ресурс]. – URL: https://www.encyclopedia.ru.

8. Каталог образовательных интернет ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: https://katalog.iot.ru.

9. Каталог образовательных интернет ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: https://window.edu.ru/window.

10. Образовательный портал [Электронный ресурс]. – URL: https://gramota.ru.

11. Российский портал открытого образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.openet.edu.ru/.

12. Российское образование: Федеральный портал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.edu.ru.

13. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://ed.gov.ru.

14. Сервер объединения педагогических изданий «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – URL: https://his.1september.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: