Приём «Работа с вопросником»




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Параева Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ» Чистогорская СОШ»

Из опыта работы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Готовясь к написанию данной статьи, в одном из материалов по теме «Функциональная грамотность», прочитала притчу, которая образно раскрывает суть рассматриваемого понятия на данном интернет- форуме. Называется притча «Чайная церемония».Хочу с вами ею поделиться.[1]

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

 

Для учителя начальной школы известно, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять над содержанием; оценивать прочитанное;

заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [2 ]

Поэтому на уроках литературного чтения из урока в урок стараюсь формировать перечисленные УУД. В данной статье поделюсь опытом работы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

Использую в этом следующие технологии и приёмы, помогающие их реализовать.

Технология критического мышления

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Использую следующие приёмы работы.

Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 

Приём «Синквейн».

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Предлагаю составлять синквейны со 2 класса. Сначала, конечно, доминируют мои мысли, но постепенно доля самостоятельности учеников в данной работе возрастает. Мы составляем синквейны про литературных героев, по прочитанному произведению, изученному разделу. Например,

Книга

2. Мудрая, полезная.

3. Читаем, узнаём, советуем.

4. Книга – лучший друг.

5. Библиотека.

Синквейн уместен на этапе рефлексии.

Методику составления синквейна можно найти в интернете.

Приём «Работа с вопросником»

Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание неверных.

7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. В 1-2 классах данную работу провожу устно. Мои ученики с удовольствием составляют кроссворды, тесты, игру «Да-нет-ка», анаграммы к тексту, разделу, творчеству писателя.

Очень нравятся младшим школьникам задания «Нарисуй иллюстрацию к произведению и подпиши её цитатой из текста». Такое задание усложнила следующим образом: ученик показывает свой рисунок, а одноклассники пытаются угадать цитату, к которой выполнена иллюстрация. Ребятам очень нравится, когда им удаётся точно назвать цитату к рисунку.

«Озвучь фрагмент произведения». Предлагаю на слайде иллюстрацию к произведению. Выбираю такую, где герои ведут диалог. Ученикам нужно найти данный диалог и прочитать его по ролям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: