Подготовительный этап.
Задача этого этапа – подготовить ребёнка психологически, морально, эмоционально и физически к новым переменам в его жизни. Этот этап следует начинать за 1 - 3 месяца до приема в детский сад.
1. Рассказывайте ребёнку всё о садике, чтобы это было ему интересно и реалистично:
Как родители приводят детей в детский садик и уходят на работу.
Как ребёнок раздевается и вешает одежду в шкафчик.
Как проходит в группу, где его встречает воспитательница.
Что там делают дети.
Какой там распорядок дня.
Как дети вместе кушают.
Как дети вместе играют.
Как дети вместе гуляют.
Как дети вместе спят дневным сном.
Как дети ходят в садике в туалет.
2. Внимательно и подробно изучите с ребёнком книжку «Я иду в детский сад».
3. Покажите ребёнку ваши групповые фотографии из детского садика и поделитесь своими воспоминаниями.
4. Часто ходите в гости, чтобы у ребёнка был опыт пребывания в новом или незнакомом месте и общения с новыми людьми.
5. Часто приглашайте в гости друзей, с детьми или без.
6. Играйте с ребёнком в ролевые игры в садик. Роли могут играть как игрушки, так и Вы сами. Инсценируйте, как игрушки-родители приводят ребёнка в садик, как он там проводит время и как они его забирают. Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни (можно из книги «Я иду в детский сад»). И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.
7. Прививайте ребёнку навыки самостоятельности:
Одевание.
Туалет.
Еда.
Что-то спросить у кого-то.
Помощь в домашних делах.
Маленькие поручения по дому. (Семинар «Вклад ребенка в домашние дела» – модуль 3)
Приучите ребенка ходить в туалет перед прогулкой, перед сном.
То, что ребёнок может делать сам – дайте ему это делать.
8. Научите ребёнка просыпаться за 1-1, 5 часа до того, как Вы планируете выходить из дома. В первую очередь родители должны перестроить свой режим дня.
9. Переводите ребёнка на режим, близкий к режиму детского сада. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм, пока он лежит: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей.
10. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой распорядок его ждет в саду:
7:30 – подъем, умывание, одевание;
8:30 – крайнее время для прихода в сад;
8:40 – завтрак;
10:30 – прогулка;
12:00 – возвращение с прогулки;
12:15 – обед;
13:00 – 15:00 – дневной сон;
15:30 – полдник;
Для того чтобы легко вставать утром, лучше ложиться не позже 21.00.
11. Приучайте ребёнка к рациону питания, приближенному к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния.
Основу рациона в садике составляют:
каши,
творожные запеканки и сырники,
омлет,
различные котлеты (мясные, куриные и рыбные),
тушеные овощи,
супы.
Если у ребёнка есть какие-то особенности в питании или маленький аппетит, то необходимо разговаривать об этом с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Потому что проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
12. Помогите ребёнку мирно играть с другими детьми. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. В возрасте до 3 лет у детей, как правило, нет явно выраженной потребности в тесном контакте, дружбе и игре с другим ребёнком.
Научите его:
правильно здороваться с группой детей,
предлагать детям свои игрушки,
просить разрешения играть с ними,
правильно реагировать на отказ,
обмениваться игрушками,
договариваться.
Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания.
13. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.
14. Создавайте ситуации, в которых ребёнку нужно будет какое-то время пробыть без Вас.
15. Придумайте ритуал прощания. Хорошо подходят воздушный поцелуй, сдунуть поцелуй с ладошки, поцелуй в обе щёчки, помахать из окна.
16. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. Ребёнок не обязан делиться своей игрушкой, но должен понимать, что другие дети тоже будут хотеть её посмотреть.
Знакомимся с детским садом до его начала.
Главная задача этого этапа – физическое знакомство с детским садом:
Подойдите с ребёнком к садику, посмотрите его со всех сторон.
Предложите взять с собой игрушку, которой будете показывать садик.
Расскажите про двери, крылечки, окошки, загляните в окошки.
Играйте на площадках вокруг детского садика.
Зайдите в здание садика, загляните в группы, в зал.
Посмотрите группу, в которую будет ходить Ваш ребёнок.
Познакомьте ребёнка с воспитателем.
Можно нарисовать воспитателю рисунок, или принести поделку, или чем-то угостить. Хорошо, если это сделает ребёнок.
Родителям крайне важно поддерживать добрые отношения с воспитателем
Ребёнок начинает посещать детский сад.
1. Постепенное вхождение в группу:
Приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
Приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
Ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
Ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
Ребёнок остается один с завтрака до обеда;
Ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
Ребёнок остается один на целый день.
2. Некоторые дети нуждаются в присутствии мамы в группе или раздевалке в самом начале адаптации. В присутствии мамы ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мама должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая «тетя» хорошая, добрая. Как она любит детей, играет с ними, кормит. Никогда нельзя тихонечко уходить, не предупредив ребёнка!
3. Дайте ребёнку в садик небольшую игрушку. Лучше мягкую. Хорошо если это будет та, с которой вы знакомились с детским садом. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
4. Если есть возможность, пусть малыша отводит в садик тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
5. Когда вы собираетесь оставить ребёнка в садике, обязательно скажите, что Вы уходите, что вы обязательно придете, и обозначьте когда.
Я приду к тебе:
после прогулки;
после обеда;
после того, как вы поспите;
«Починю машинку и приеду ПОСЛЕ....»
«Куплю нам еду в магазине и приеду ПОСЛЕ...»
«Съезжу по делам и приеду ПОСЛЕ....»
Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
6. Ритуал прощания. У вас должен быть свой ритуал прощания, который ребёнку уже знаком:
Воздушный поцелуй;
Сдуть поцелуй с ладошки;
Поцелуй в обе щёки;
Помахать рукой;
Сказать «пока-пока»;
Попрощаться так же с игрушкой и поручить ей играть с ребёнком вместе.