РАССКАЗИКИ О ЖИВОТНЫХ
УЧИМ ГОВОРИТЬ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Авторы:
Смирнова Людмила Николаевна
· Логопед-дефектолог высшей категории с 30-летним стажем
· Вторая специальность – учитель русского языка и литературы
· Отличник народного просвещения
· Победитель конкурса «Учитель-года» г. Москвы в 1991
· Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» за достижения в работе
· Опыт заведующей детским садом
· Автор более 10 книг-пособий и более 10 научных публикаций
· Мама двоих детей, бабушка двоих внуков
Овчинников Станислав Николаевич
· Окончил Российский государственный медицинский университет, педиатрический факультет
· Кандидат медицинских наук
· Автор более 10 научных публикаций
· Воспитывает сына
www.logoped-online.ru
Оборот титула
Речевой практикум с поэтапным алгоритмом работы поможет родителям и педагогам грамотно ускорить появление речи и ее развитие, а также других высших психических функций у детей от 6 месяцев до 3 лет.
При создании данного пособия команда авторов в составе учителя-логопеда и врача-педиатра применила научный подход: чтение с показом, учет возрастных особенностей детей и их врожденных инстинктов. А также в книге широко представлены советы логопедов, психологов и биологов, которые помогут взрослым во время занятий создать для ребенка атмосферу эмоционального комфорта.
Уважаемые родители и педагоги!
Вы держите в руках рифмованные забавные рассказики о животных. Но это не просто рассказики. Научно обоснованный облегченный речевой материал способствует ускоренному появлению речи. Авторский экспресс-метод вызывает у детей «ЖАЖДУ» говорить самостоятельно уже к концу первого года.
|
Хочется подчеркнуть, что этот практикум имеет многофункциональный характер. Он не только ускоряет появление и развитие речи, но и успешно формирует другие высшие психические функции у детей от 6 месяцев до 3-х лет: зрительно-пространственное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Наша книжка-учишка рекомендует во время чтения той или иной рифмованной миниатюры использовать очень важные стимульные интерактивные приемы:
· На первом этапе взрослый читает текст и САМ подчеркнуто показывает называемые предметы пальцем своей руки
· На втором этапе взрослый читает текст и помогает ребенку пальцем ЕГО руки показывать предметы.
· На третьем этапе взрослый читает текст и перед необходимым словом делает ПАУЗУ, побуждая ребенка произнести слово самостоятельно.
· На четвертом этапе после прочтения взрослый задает малышу побуждающие ВОПРОСЫ.
Этап первый.
Выберите первые 2-3 рассказика. В процессе чтения каждого рифмованного рассказика обязательно показывайте на картинках СВОИМ пальцем те предметы, названия которых выделены в тексте. Это позволит в сознании ребенка соотнести предмет со словом. (Рисунок + рука мамы ). А действия предмета и его качества по-возможности изображайте жестом руки, мимикой.
Коза
Посмотри – стоит коза:
Вот хвостик, вот глаза,
Вот ее макушка,
А на ней два ушка.
Вот ее головушка,
Вот ее бородушка.
У козы есть рожки
И четыре ножки.
На ногах копыта,
|
|
Ой, коза бодается,
Ой, коза лягается!
Вот копытами стучит
И кричит, кричит, кричит:
Ме-е-е, ме-е-е,
Дайте травку мне.
Через несколько дней после двух-трех прочтений каждого рассказика переходите ко второму этапу.
Этап второй.
Если на первом этапе ребенок больше смотрел и слушал взрослого, то на этом этапе ребенок начинает сам активно участвовать в работе над рассказиком. Во время чтения взрослый берет малыша за руку и помогает ему показывать картинки, названия которых выделены в тексте. Так мы подключаем к работе дополнительный – тактильный – анализатор. В сочетании с другими анализаторами (зрение, слух) он способствует более быстрому развитию речевой сферы. Потренеруйтесь с малышом. (Рисунок + рука мамы помогает руке малыша)
Этап третий.
К третьему этапу рекомендуется переходить примерно в возрасте 1 – 1,5 лет в зависимости от индивидуальных речевых способностей ребенка. Именно в этом возрасте его нервная система созревает для появления речи.
На третьем этапе взрослый побуждает ребенка произнести выделенное слово самостоятельно. Для этого он читает уже хорошо знакомый текст и перед необходимым словом делает ПАУЗУ. Потренируйтесь.
Коза
Посмотри – стоит... (пауза)... коза:
|
Вот... (пауза) хвостик, вот... (пауза)... глаза,
Вот ее... (пауза)... макушка,
А на ней два... (пауза)... ушка.
(Для редактора: первые три этапа разместить на одном развороте).
Пример из практики авторов.
«История о мальчике Ване»
Малютке Ване было уже 2 года и три месяца, но он не желал говорить. Его близкие очень волновались и всячески пытались ему помочь. Но Ваня оставался МИМом – продолжал молчать и жестикулировать.
Лето мальчик проводил на даче. Его бабушке попались дод руку старые картинки с лошадкой, собачкой, кошечкой и т. д. Бабушка-логопед сочинила к ним доступные для Вани стихотворные рассказики и каждый день читала их малышу. А через неделю случилось чудо: во время чтения Ваня стал «приборматывать» и сам называть слова из текста.
Так появилась эта книжка, которая вместе с другими приемами помогла автору научить говорить немало ребятишек раннего возраста.
(Рисунок про Ваню)
Лошадка
Вот лошадка бежит,
Очень громко кричит:
«И-го-го, и-го-го,
Я бегу легко!»
Что это за диво? –
У лошадки грива!
Посмотри какая
Морда большая!
Посмотри-ка, вот, вот –
У лошадки длинный хвост,
На ногах копыта,
Она спешит к корыту.
Будет воду пить
И хвостом крутить.
Собака
Пришла собака в гости.
У нее есть хвостик,
У нее есть лапки,
А на них царапки.
У нее есть ушки,
У нее есть брюшко,
У нее есть спинка...
Собака на картинке!
Ав-ав – собака лает,
Ты не тронь ее – кусает!
Кошка
Вот сидит кошка,
Она глядит в окошко.
Вот ее ушки
Прямо на макушке.
Вот ее лобик,
Вот ее носик,
Вот ее ротик,
Хвостик и животик.
Вот ее усики,
Маленькиекустики.
Вот ее лапки
И острые царапки.
Слон
Ой-ой, ой-ой,
Это кто такой большой?!
Это слон идет,
Слон хобот несет.
Хобот длинный висит,
Хвостик маленький торчит.
Огро-о-омные ноги
Идут по дороге.
Огро-о-омные уши,
Ты его послушай:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Он ушами хлопает.
Топ-топ-топ-топ,
Онногами топает.
Машет хоботом слон,
Удивительный он!
Зайчик
К нам приехал зайчик,
Его привез трамвайчик.
Дли-и-нные ушки
У зайки на макушке.
Дли-и-нные лапки,
Он не носит тапки (для художника: рисунок тапок возле зайца).
Ест морковку зайка,
Зайка- побегайка.
Три собачки
Посмотри, посмотри,
Раз-два-три, раз-два-три,
Три собачки сидят
И на детку глядят.
Одна собачка белая,
А другая серая,
Ну, а третья черная,
Все они проворные.
Прыгают, играют,
Лают, не кусают.
Маленькие носики,
Дли-и-инные хвостики.
Утка
Вот утка идет,
Кря-кря-кря – она поет.
Вот у утки лапки,
А на лапках пятки.
Хвостик, клюв и голова,
А вот глазки – их два.
Крыльями хлопает,
Лапками шлепает.
Птичка
Птичка прилетела,
На дорожку села.
Птичка клюет зернышки,
Птичка чистит перышки.
По дорожке снует,
Птичка песенку поет:
-У меня есть голова,
Вот и крылышки – их два.
У меня есть глазки,
Клювик, когти, лапки,
Посмотри: вот хвостик мой...
Полечу-ка я домой! (художнику: рисунок гнезда)
Ворона
Вот ворона летит,
Очень громко кричит:
Кар-кар-кар-кар!
Вот устроила базар!
У вороны два крыла.
Ой, вся в перышках она!
Клюв свой раскрывает,
Каркает, пугает.
Ты, ворона, не пугай,
Лучше перышко нам дай!
Будем с перышком играть
И ворону рисовать.
Рыбка
Рыбка плавает! А где?
Рыбка плавает в воде.
Вот вода течет, течет,
Рыбка быстро плывет.
Вот головка, жабры, рот,