Витрувий: главные принципы архитектуры




Витрувий (Марк Витрувий Поллион) – самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э. Его «Десять книг об архитектуре» – изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры, других книг об этом периоде развития архитектуры не сохранилось.

Трактат Витрувия - это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Эстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности – в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» - приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.

В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота»(лат. «Firmitas - Utilitas – Venustas»), ставшую золотым правилом архитектуры. Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий:

1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания. Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу– модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

2) Расположение – Dispositio – это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.

3) Соразмерность – Eurythmia – приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.

4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.

6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.

Трактат Витрувия переписывался многократно, был переведен на разные языки и трактовался его последователями по-разному, поэтому и категории трактуются по-разному, интерпретируются и получают новое развитие в теории архитектуры. Одно несомненно – «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие архитектуры более, чем какой-либо другой труд, сохранив знания и достижения античных архитекторов.

Палладианское палаццо

Палаццо Тьене (итал. Palazzo Thiene) — дворец в городе Виченца, построенный в 1550—1551 годах великим итальянским архитектором позднего Возрождения Андреа Палладио.

Будущий основоположник палладианства и классицизма в этой своей ранней работе довольно сдержан. Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца — палаццо. В ранних работах в Виченце - палаццо Тьене (1550—1551) Изеппо да Порто (1552) Паладио ещё близок флорентийским палаццо XV века, однако уже в эти работы демонстрируют тонкое понимание архитектоники ордера.

Первоначальное здание в готическом стиле было построено в 1490 году архитектором Лоренцо да Болонья. Его восточный фасад был сделан из кирпича, а над порталом, располагалось венецианское окно из розового мрамора работы Томмазо да Лугано. В 1542 году братья Маркантонио и Адриано Тьене решили реконструировать фамильный дворец и превратить его в огромную резиденцию размером 54 на 62 метра. По их задумке, фасад здания должен был быть обращен на главную улицу Виченцы (ныне она носит имя Палладио). Вероятным создателем изначального проекта дворца в 1542 году выступил Джулио Романо, однако уже во время строительства, в 1544 году, когда Романо умер, его переработал Андреа Палладио. Архитектурные элементы Палаццо Тьене, которые приписывают Романо и которые явно чужды стилю Палладио, легко узнаваемы. Особенностью дворца является четырехколонный атриум, который заставляет вспомнить аналогичный атриум Палаццо Те, несмотря на то, что Палладио изменил его своды. Авторству Романо также принадлежат окна и фасады нижних этажей, обращенные на улицу и во внутренний двор, в то время как Палладио внес свои черты в антаблемент и капители верхних этажей.

Из множества построек Палладио в Виченце палаццо Тьене — «наименее палладианское по стилю здание», тяготеющее скорее к архитектуре Рима и Мантуи (вероятно, Палладио строил палаццо Тьене под влиянием работ Джулио Романо из Мантуи) и ориентируясь на его проект. Строительные работы шли очень медленно. В 1552-м году во Франции умер Адриано Тьене, и впоследствии, воследствии семейные интересы переместились в Феррару, когда Джулио Тьене (сын Маркантонио) стал маркизом Скандиано. В результате, лишь малая часть грандиозного проекта Палладио была реализована.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: