Учет на специальных счетах в банках
3.1 Особенности применения специальных счетов
3.2 Порядок движения и учета средств на специальных счетах
Особенности применения специальных счетов
При наличии только одного расчетного счета довольно сложно управлять финансовыми потоками предприятия. Поэтому для удобства учета и распределения владельцы или главные бухгалтера открывают дополнительные специальные счета в банках, прикрепленные к основному расчетному. В зависимости от целевого назначения они могут делиться на аккредитивы предприятия, депозитные счета, чековые книжки, корпоративные банковские карты, специальные ссудные и валютные счета и прочие.
Аккредитив – это беспроцентный депозитный банковский счет, куда с расчетного счета на определенное время переводится конкретная сумма по распоряжению владельца счета или главного бухгалтера коммерческой организации, для уплаты стоимости товара или иного расчета по сделкам. Другими словами, своего рода поручение банку от клиента (юридического лица), перевести указанную сумму на счет поставщика в его банке при выполнении им условий договора по срокам и качеству поставленного товара. Один аккредитив может быть открыт для работы только с одним указанным поставщиком. Сроки могут регулироваться только по взаимному согласию сторон. Наиболее часто такой специальный банковский счет открывают предприятия имеющие дело с импортом и экспортом товара.
Банки-эмитенты могут открывать следующие виды аккредитивов:
1) Отзывной аккредитив (англ. revocable) — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются.
|
2) Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).
3) Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платёж на оговорённую сумму до представления торговых документов. В те годы, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать как профессиональный жаргон.
4) Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счёт средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчётах на территории Российской Федерации. В международных расчётах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). Данный термин отсутствует в международной практике.
5) Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств. В международной практике термины «непокрытый» или «гарантированный» не используются ввиду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.
|
6) Аккредитив подтверждённый (англ. confirmed) — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платёж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт подтверждённый аккредитив.
7) Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчётов за очередную партию товаров. Револьверный аккредитив открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нём суммы.
8) Аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
9) Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By, — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (то есть допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещён документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)
|
10) Кумулятивный аккредитив — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в то время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счёт приказодателя.
Чековые книжки. Такая форма снятия денежных средств, как чековые книжки, не имеет в России заслуженного признания. Хотя за рубежом использование чековых книжек достигает невероятных размеров.
Для этого открывается банковский счет для специальных нужд, куда с основного расчетного счета ежемесячно по распоряжению владельца списывается определенная сумма на расходы коммерческой организации (выплата заработной платы, выдача средств под отчет и пр.). Оформляется чековая книжка банком, обслуживающим коммерческую организацию, по её письменному заявлению. Форма заявления законодательно не утверждена и разрабатывается кредитными учреждениями самостоятельно, но всегда содержит несколько обязательных реквизитов:
· название банка;
· дату заполнения;
· наименование клиента;
· номер расчётного счёта;
· количество листов (25 или 50);
· вид книжки;
· паспортные сведения сотрудника, её получающего;
· печать организации, подписи руководящих лиц, удостоверяющих подпись получателя;
· обязательство обеспечить условия хранения чековой книжки, исключающие её хищение, порчу.
Через 1–3 дня после подачи заявления сброшюрованные чеки выдаются уполномоченному сотруднику. Плата за их оформление обычно безакцептно списывается банком с расчётного счёта клиента. Так как эта услуга облагается налогом на добавленную стоимость, то выдаётся счёт-фактура.
Правила заполнения листов просты, но следовать им надо неукоснительно. Малейшее нарушение установленного порядка повлечёт отказ банка в выдаче денег. Основные положения:
· текст чека пишется от руки только шариковой или чернильной ручкой;
· цвет чернил должен быть чёрным, синим, фиолетовым;
· печать ставится только та, образец оттиска которой зафиксирован в банковской карточке;
· оттиск печати на бланке должен быть чётким, без смазанных краёв и расплывшихся пятен;
· перед текстом не должно быть отступов, свободные места после него прочёркиваются ровной двойной линией;
· исправления посредством перечёркивания неправильного написанного текста, а также замазывание ошибок штрихом запрещены.
Лицевая сторона листа содержит сведения о дате, снимаемой сумме (цифрами и прописью), а также полностью ФИО сотрудника, получающего деньги, и подписи лиц, уполномоченных распоряжаться средствами расчётного счёта коммерческой организации. В соответствующие графы оборотной стороны бланка вносятся паспортные данные получателя и указываются цели, на которые требуются наличные деньги. Если проверка налоговой инспекции обнаружит несоответствие фактического и заявленного расхода, то руководству коммерческой организации грозят штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.
Чековая книжка с заполненным листом отдаётся сотруднику банка, ведущему операции по расчётному счёту клиента. Он проверяет правильность оформления документа, сличает подписи с банковской карточкой, выясняет, есть ли у коммерческой организации денежные средства для удовлетворения запроса. Если замечания отсутствуют, то от корешка листа отрывается основная часть чека, из которой вырезается контрольная марка. Марка выдаётся получателю для предъявления её кассиру банка при получении денег. Если обнаруживаются ошибки заполнения документа или у коммерческой организации не хватает денежных средств, то выдача наличных средств не производится. Тогда лист не отрывается от корешка, а перечёркивается и ставится запись «испорчено». Чековые книжки хранятся в бухгалтерии в сейфе, а корешки от оплаченных чеков хранит чекодатель сроком до трех лет. Корешок книжки является подтверждением того, что были использованы чеки на определенную денежную сумму.
По сравнению с банковскими корпоративными картами чековая книжка имеет только один недостаток: снятие денег занимает много времени: заполнение, поездка в кредитное учреждение. Но бывают ситуации, когда именно она сокращает сроки получения наличности.
Использование пластиковой карты подразумевает открытие специального счёта, который пополняется с расчётного посредством оформления платёжных поручений. С помощью карты снять можно только предварительно перечисленную на неё сумму. А если надо срочно заплатить наличными поставщикам или выдать командировочные, а денежных средств переведено недостаточно? Перемещение денег между счетами займёт один день, а по чеку можно снять их в течение часа.
Отправка денег на карточный счёт «замораживает» их, ограничивает оборотный капитал коммерческой организации. Воспользоваться быстро средствами, перечисленными на карту, для осуществления безналичных платежей не получится, так как потребуется время для их возврата. А чеки перевода денежных средств не требуют, они предназначены для оперирования средствами расчётного счёта.
Снятие наличных денег по чеку выгоднее в отношении процентов, взимаемых банками за эту операцию. За пользование картой устанавливается фиксированная комиссия независимо от целей, на которые будут потрачены полученные средства. Обычно это 2 – 4%. В чеке указывается назначение снимаемых денег, и от него зависит банковский процент. Например, для заработной платы он составляет 0,5.
Чековые книжки имеют свои достоинства, они оказываются намного выгоднее, если коммерческой организации требуется часто снимать наличные деньги. Недостатками чеков являются: невысокая гарантия платежей из-за отсутствия запрошенных денежных средств по счету чекодателя; невозможность оплачивать чеками покупки, сумма которых довольно высока; вероятность мошенничества и подделки чеков. Поэтому выбор – пользоваться ли чеками, или всё же привычным для большинства граждан способом расчёта с кредиторами – абсолютно добровольный. Но учитывая менталитет российских граждан, есть все основания полагать, что чековые книжки так и останутся лишь в обращении юридических лиц, и то в основном для получения наличных денег с расчётного счёта.
Депозитный счет. Специальные счета в банках, предназначенные для хранения и увеличения денежных средств коммерческой организаций, могут открываться в целях сбережения уставного капитала или приращения дополнительных дивидендов. С 2003 года такие счета рассматриваются, как финансовые вложения коммерческой организации. Осуществляться они могут как в рублях, так и в иностранной валюте. Основное отличие депозитного счета от обычного заключается в фиксированном сроке вклада и в размере процентов. Как правило, процентная ставка депозитного счета значительно выше, но при этом вкладчик не может воспользоваться своими денежными средствами до истечения срока депозита. То есть, при открытии депозитного счета вкладчик передает в пользование банку свои денежные средства на определенный период. Это своего рода заем денег банку физическим или юридическим лицом.
Без депозитной программы невозможна кредитная деятельность банка – основной способ заработка этого финансового учреждения. Использование денег размещенных на депозитных счетах выгодно банкирам в первую очередь тем, что денежные средства находятся в их полном распоряжении до определенного срока, и они могут пользоваться ими по своему усмотрению.
Банковские корпоративные карты применяются для осуществления расчетов в соответствии с Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием (утв. Банком России 24.12.2004 № 266-П) (ред. от 14.01.2015).
Расчетная (дебетовая) карта как электронное средство платежа используется для совершения операций ее держателем в пределах расходного лимита – суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
Кредитная карта как электронное средство платежа используется для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией – эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации – эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Другими словами, для получения расчетной банковской карты организация должна заранее перечислить денежные средства на специальный карточный счет в банке, а для получения кредитной банковской карты банк фактически предоставляет организации кредит.
Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, организация должна представить в банк заявление на ее приобретение с указанием типа карты и валюты, вносимой на специальный карточный счет, желаемого порядка получения выписок со счета, имени и паспортных данных будущего пользователя карты. Все условия пользования картой оговариваются в договоре. Для перечисления средств с расчетного счета на специальный карточный счет организация представляет в свой банк платежное поручение на перевод средств.
Электронные деньги – это эквивалент реальных денег, корпоративный «электронный кошелек». Они обращаются только внутри конкретной электронной платежной системы. Ввести их туда и вывести можно только с банковского расчетного счета, привязанного к кошельку. К электронным деньгам относятся электронные кошельки и предоплаченные платежные карты. Электронные денежные средства бывают трех видов:
- неперсонифицированные;
- персонифицированные;
- корпоративные.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать только корпоративные электронные денежные средства. Обращение электронных денег регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Организация или предприниматель может получать электронные деньги от физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, за свои товары, услуги или работы. Также они могут ими рассчитываться с физическими лицами, например, по гражданско-правовым договорам. Для этого оператору отправляется поручение на перечисление. Коммерческие организации и предприниматели не могут рассчитываться электронными деньгами между собой.
Электронные деньги принадлежат коммерческой организации. Открытие такого счета на имя директора или подотчетного лица ведет к судебным разбирательствам с налоговыми органами.
Наиболее популярными платежными системами в настоящее время являются Яндекс.Деньги (PayCash) QIWI Кошелек, RuPay, E-Gold, Rapida, CyberPlat, E-port, Кредит-Пилот, WebMoney и др.
Для расчета электронными деньгами необходимо с оператором электронной платежной системы заключить договор, пройти идентификацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и предоставить оператору ряд документов, в частности, ИНН, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет. Оператор обязан сообщить налоговому органу об открытии или закрытии электронного кошелька в течение трех дней.
Остаток денег в кошельке не может быть более 100 000 руб. Излишек оператор автоматически перечислит на расчетный счет. Оператору запрещено кредитовать клиента, начислять проценты на остаток денежных средств или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Деньги из электронного кошелька юридического лица или предпринимателя не могут быть получены наличными.
За операцию ввода реальных денег в электронный кошелек и вывода на банковский счет большинство платежных систем удерживает комиссию (вознаграждение). Ее необходимо включать в прочие расходы как вознаграждение за оказанные банковские услуги (п. 11 ПБУ 10/99).