РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли»
по направлению подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
профиль «Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная форма обучения
заочная (ускоренное обучение на базе СПО)
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор – составитель:
д.п.н., профессор кафедры
менеджмента
________________ Чекунова Е.А.
Заведующий кафедрой
менеджмента, к.э.н.
доцент ________________ Некрасова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1.Основная литература
6.2.Дополнительная литература
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
6.4. Нормативные правовые документы
6.5.Интернет-ресурсы
6.6. Иные источники
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
|
ОПК–4 – способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;
ОПК ОС -8 способность демонстрировать знания последних прорывных направлений в менеджменте и связанных с ними революционных открытий, технологий и продуктов
УК- 6 способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
- сформированы знания:
- общих понятий, целей и задач курса «История управленческой мысли»;
- особенностей теории и практики управления в России и за рубежом;
- эволюции управленческой мысли;
- современных концепций;
- сформированы умения:
- дифференцировать события и факты в истории управленческой мысли;
- определять причины возникновения, предпосылки и условия развития теории и истории управленческой мысли;
- сформированы навыки:
- выявления закономерностей в истории управленческой мысли;
- выявления механизмов управления;
- определения основных научных школ, направлений, подходов в теории менеджмента и истории управления.
1.3. Студенты также должны овладеть навыками:
- способность выявлять и анализировать концепции менеджмента;
- способность анализировать управленческие идеи в России и за рубежом.
Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли»относится к базовой части блока 1 учебного плана обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили «Финансовый менеджмент».
|
Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) для очной и на 2 курсе для заочной форм обучения, для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – на 1курсе во 2 семестре. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы
(108 часов).
На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часа (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 8 академических часов (6 часов – лекции, 2 часа – практические занятия);
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) - 6 академических часов (4 часов – лекции, 2 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 72 академических часа;
- заочной формы обучения – 96 академических часа;
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – 62 часов.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной формы обучения в форме зачета с оценкой;
- для заочной формы обучения в форме зачета с оценкой;
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – в форме зачета с оценкой.
Содержание и структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 2 | Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | опрос, тестирование | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920) | опрос, эссе | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг) | диспут, опрос, эссе | ||||||
Тема 6 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту | опрос, тестирование | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века | деловая игра | ||||||
Тема 9 | Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 2 | Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | опрос, тестирование | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920) | опрос, эссе | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг) | диспут, опрос, эссе | ||||||
Тема 5 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту | опрос, тестирование | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. – по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века | деловая игра | ||||||
Тема 9 | Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО) | ||||||||
Тема 1 | Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 2 | Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | опрос, тестирование | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920) | опрос, эссе | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг) | диспут, опрос, эссе | ||||||
Тема 5 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту | опрос, тестирование | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента | опрос, реферат, контрольная работа | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века | деловая игра | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: |
Содержание дисциплины (модуля)
|
Тема 1 Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
Древние цивилизации, формирование основ управления. Зарождение идей управления в Древнем Египте. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Законы Навуходоносора II. Основы иерархической организации в работах китайского ученого Сан Цу. Работы Платона. Идеи универсального характера управления Сократа. Вклад Ксенофонта в развитие управленческих идей. Катон Старший и его научные труды.
Общественное разделение труда. Традиционный взгляд на проблему в работах мыслителей Древнего Востока. Управленческий взгляд на проблему общественного разделения труда и прибавочного продукта в древнем мире. Изменение масштабов и сложности менеджмента в государстве Месопотамии. Анализ реформ Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством как организацией. Старовавилонский период истории (20-17вв. до н.э.) месопотамской цивилизации. Анализ эволюции управленческих взглядов в эпоху переходного периода. Внутренний обмен в Египте Переходного периода. Вклад индийской цивилизации в развитие идей менеджмента. Учение о хозяйстве и государственном управлении в труде Артхашастра
Тема 2 Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).
Развитие идей управления в Древней Греции. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента. Афинская демократия: свод законов Перикла. Методы управления эллинистическими государствами. Управленческая политика в работах Аристотеля. Греческая экономическая философия. Управление в Древнем Риме. Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность. Методика управления в практике работы органа республиканского строя - народного собрания. Правление Августа. Управление в Средневековой Европе. Цех как общественная организация управления. Принципы управления в работах Н.Макиавелли. Работы Н. Макиавелли как основа теории бюрократии.
Тема 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента
Культурное Возрождение. Работа Смита. Макс Вебер. постулат экономической свободы. Дж.Локка «О гражданском правительстве» (1690 г.). Начало эпохи машинного производства. Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. Ж.Б. Сэй и открытие им четвертого фактора производства. Проблемы управления на ранней фабрике. Тексты по менеджменту Джеймса Монтгомери. Проблема управленческих кадров. Роберт Оуэн и Ричард Аркрайт - основы для планирования.
Тема 4. Школа научного направления (1885-1920)
Ф.Тейлор как основатель школы научного менеджмента. Прогрессивные методы и приемы работы в организации, предложенные Тейлором. Система дифференцированной оплаты труда в работах Тейлора. Позиция Тейлора по вопросам наличия профсоюзов в организациях. Система управления заданиями. Принцип единства команды. Система функциональных менеджеров. Система повышения производительности труда. Философия взаимного интереса. Принцип использования человеческих ресурсов. Синтез в научном менеджменте, разработанный Тейлором. Двенадцать принципов эффективности, разработанных Г. Эмерсоном. Концепция Г. Ганта, использование и внедрение в ней элементов менеджмента Ф. Тейлора. Революционное изобретение Г. Ганта
Тема 5. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)
А. Файоль как основатель школы административной теории менеджмента. Универсальность организаторских функций, возможности их реализации в современном менеджменте. Особенности построения иерархии управления. 14 принципов управления Файоля. Элементы управления Файоля. Долгосрочное планирование и его эффективность в работах Файоля. Отличительные черты концепций Ф. Тейлора и А. Файоля. Элементы идеальной бюрократии М. Вебера. Типы законной власти М. Вебера. Рационально - юридические основы власти в организации М. Вебера.
Тема 6.Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту
Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. открытия исследователей Гарварда. Критика концепции Э. Мэйо. Новый взгляд на индустриального человека (по Мэйо и Ротлисбергу). Аномия как основная характеристика нового индустриального человека.
Человеческий эффект множителя в исследованиях Джэкоба Л. Морено и Курта Левина. Анализ принципов и методов лидерства в работах Рэнсиса Ликерта. Исследования Бэкка и их роль в развитии теории менеджмента. административное поведение и организационный анализ Г. Саймона. теории Г. Гоманса. процессуальный подход к управлению (Г. Фэйо. Р. Дэвис и Л. Гулик). Теории планирования в организации в работах У. Ньюмана. Принципы управления Дж. Терри. роли менеджера в деловом обществе сделал Питер Дракер. Д. МакФарланд. Джеймса Марша и Роберта Симона (1958) под названием Организация, за ней - работы Маршала Димока (1959), Мейсона Хейера (1959) и Джона Фиффера и Френка Шервуда (1960). Концепция 7S
Тема 7. Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время). Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента
Понятие мотивации. Мотивация как циклический процесс. Соотношение мотива и стимула. Иерархия потребностей А. Маслоу и ее использование для мотивации персонала. Достоинства и недостатки модели А. Маслоу и возможности ее применения в современном менеджменте. Мотивационная модель Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона. Теория справедливости. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера-Лоулера.
Мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте (В.А. Ядов, Здравомыслов, Наумов, Кокин, Катульский, Беляева, Выготский, Виханский).
Тема 8. Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века
Теоретико-методологические исследования в области управленческой науки. Вклад A.A. Богданова в развитие науки управления: «Очерки всеобщей организационной науки (тектология)». Формирование ведущих российских институтов менеджмента. (1921); «Организационная наука и хозяйственная планомерность» (1921); «Организационные принципы социальной техники и экономики» (1923 год). Основные понятия и методы организационной науки (принципы тектологии), разработанные А.А. Богдановым. О.А.Ерманский и его вклад в научный менеджмент: практическое применение закона организационной суммы. А. Гастев и его научная концепция социальной инженерии (социального инженеризма). Основные положения концепции ЦИТа. Эффективная система управления по концепции А. Гастева.
Тема 9.Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке
Условия и факторы возникновения и развития российского менеджмента. Основные этапы формирования теории и практики российского менеджмента. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных отечественных школ и систем менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей современного российского менеджмента. Развитие теории и практики управления в России. Национальные особенности российского менеджмента. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования.
Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
- при проведении занятий лекционного типа:
- контроль посещаемости занятий;
- участие в дискуссии;
- при проведении занятий семинарского типа:
- контроль посещаемости занятий;
- качество выполнения эссе и творческих исследовательских работ;
- результаты прохождения тестирования;
- уровень и качество выступлений и участия в дискуссии;
- уровень и качество командной работы и выступлений при анализе мини-кейсов;
- уровень и качество подготовки и презентации докладов и рефератов.
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
для очной, заочной формы обучения, заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – в форме зачета с оценкой.