ИЗ ПАСПОРТА ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ




частная гимназия сестер Харитоновых, позже школа №45, ныне - Самарский технический лицей им.С.П.Королева с дошкольным отделением.

Год постройки -1903г.

Авторы: архитектор - Михаил Фомич Квятковский, скульптор-декоратор Елена Алексеевна Нуйчева.

Адрес: улица Самарская, 149 / Рабочая, 19.


Трехэтажное с подвальным этажом кирпичное Г-образное со скошенным углом в плане, здание выходит главными фасадами на красные линии ул. Рабочей (бывш. Почтовой) и ул. Самарской, расположено на углу 90 квартала.

Построено в 1903–1904 гг. по проекту архитектора Михаила Фомича Квятковского строительным подрядчиком Алексеем Фёдоровичем Нуйчевым.
В качестве декоратора-скульптора в создании здания принимала участие дочь А.Ф. Нуйчева Екатерина, окончившая политехнические курсы и проходившая строительную практику в Самаре;
по ее эскизам выполнены декоративные детали фасадов.

В 1904 году дом арендуют приехавшие в 1895 г. из Санкт-Петербурга в Самару сестры Харитоновы и переводят туда женскую гимназию, просуществовавшую до Октябрьской революции 1917 г.

В.Г. Каркарьян в книге «Модерн в архитектуре Самары» приводит текст документа от 24.12.1904г., где председатель Попечительского совета гимназии сообщает: «Имею честь донести, что гимназия с начала текущего учебного года помещается в новом наемном здании на углу Самарской и Почтовой улиц, в доме Нуйчева... достаточном для 250 учениц. Арендная плата 2000 рублей в год, отопление, вода, ремонт и прочие по дому расходы – от домохозяина... В прошлом году число учениц возросло на 29,1%, к началу текущего года еще на 20%».

Архитектурное решение здания в стиле модерн отличается богатым скульптурным декоративным убранством.
Стены выполнены из кирпича, оштукатурены, окрашены в светлый цвет, декоративные лепные элементы выполнены из гипса.

В объемно-планировочной композиции здания выделена увенчанная куполом угловая часть со скошенным углом, ориентированным на пересечение улиц.

Композиционный акцент усилен вывешенным на углу в уровне 2-го этажа прямоугольным в плане эркером.

Выступающий цоколь отделан гладкой штукатуркой, стены фасадов в уровне 1-го этажа оформлены квадровым рустом.

По оценке В.Г. Каркарьяна, модерн в решении здания проявлен прежде всего в декоре, придавая деталям роль чистого украшения: - первоначально скошенный угол здания украшен скульптурами двух «худосочных» атлантов,
- «декоративные элементы применены так щедро, что заслонили рационализм фасада».

Завершение эркера, в каждой из сторон которого раскрыто по окну фигурного очертания, будто органично «вырастает» в ограждение размещенного на его покрытии балкона 3-го этажа.
Снизу плита эркера украшена крупным декоративным элементом в виде цветка подсолнуха.
Бабочка, украшающая окно 1-го этажа в угловой части здания, будто летит вверх к цветку подсолнуха. Скошенный угол здания акцентирован пилястрами, поднимающимися на всю высоту здания и завершенными своеобразными фигурными парапетными столбиками с маскаронами.

Основные поверхности стен обоих фасадов разнообразят различного вида окна.

Первый этаж полностью рустован и порезан крупными окнами криволинейного очертания.
Широкие оконные заполнения 1-го этажа имеют уникальный рисунок расстекловки, разделенный по горизонтали на 3 части, с фигурной верхней фрамугой, в средней части которой переплет имеет форму эллипса с веером расходящимися перекладинами.
В оформлении наличников использован мотив валюты, в центре располагаются лепные украшения в виде бабочек, которые играют роль замковых камней.

Первый этаж отделен карнизным поясом.

По крайним осям главных фасадов раскрыты дверные проемы парадных входов в здание, с фигурными переплетами, пластичными наличниками органической тематики, с козырьками с ажурной ковкой в виде стеблей и листьев.
Крупные маски слонов украшают стволы пилястров в уровне карнизного пояса между 1-м и 2-м этажами. Контрастируя с широкими окнами 1-го этажа, окна 2-го и 3-го этажа, сгруппированные по три, имеют вертикальные узкие пропорции.
Связанные в единую вертикальную композицию пластикой наличников и подоконных элементов, они создают живописную органику фасадов.

Окна 2-го этажа имеют удлиненную форму и изысканно прорисованные наличники. Разнообразно по рисунку и необычайно сочно с применением розеток оформлены подоконные пространства.
В решении оконных проемов чувствуется стремление архитектора к повышенной пластичности орнаментации фасадов.
В средней части главного фасада по ул. Рабочей, акцентированной пилястрами, вывешены два глубоких балкона в уровне 2-го и 3-го этажей.
Каждый из балконов отличается уникальным оформлением: формой балкона, рисунком кованого ограждения, декором столбиков ограждения.

Три узких проема, раскрытых на балконы 2-го и 3-го этажей, средний из которых балконный, также имеют неповторимый декор: наличники 2-го этажа щедро украшены цветочными барельефами;
наличники 3-го этажа имеют геометрический декор.

Узкие балконные проемы отличаются уникальным рисунком квадратной верхней фрамуги, в которую вписан круглый переплет.

Верхние фрамуги боковых от балконного оконных проемов имеют по три узкие вертикальные членения.

Гармоничное сочетание рисунков переплетов построено на контрасте.

Над балконными проемами 3-го этажа – барельефный орнамент в виде извивающейся ленты с маскароном.

Архитектор акцентирует углы здания, выделяя часть фасада с помощью лопаток, поднимая их над основным фасадом.
Этот прием позволяет воспринимать выделенный участок как угловой ризалит.

Угловые части фасадов акцентированы широкими рустованными пилястрами высотой в 2 этажа (в уровне 2-го и 3-го этажей), украшенными в верхней части ствола геометрическим орнаментом изысканно переплетенных линий и крупными маскаронами с цветками в пышных вьющихся волосах.

Пилястры завершены над венчающим карнизом высокими парапетными столбиками, круглыми в плане, увенчанными вазонами.

Между пилястрами – фигурная парапетная стенка с волютами и цветочным декором.

Завершаются эти части здания фронтонами, оформленными с использованием мотива валюты.

Разнообразие декоративных деталей, украшающих здание, неповторимых и одновременно органично связанных, делает это здание уникальным памятником архитектуры начала ХХ в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: