В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые общие знания о музыке, способах музыкальной деятельности.
Для развития музыкальных способностей (первая задача музыкального воспитания) детям необходимы определенные знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что
* содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;
* изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;
* средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение - нежное или грозное, веселое или торжественное;
* музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоции-ональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях т.д.
Для формированиямузыкально-слуховых представлений важны знания о том, что
*музыкальные звуки имеют различную высоту,
*что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:
* музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими;
* они движутся, их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот;
* ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т. д.).
|
Решение второй задачи музыкального воспитания — развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.
Увлекательные рассказы педагога
* о музыке различных стилей, эпох сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку;
* о видах музыки (народной, классической; вокальной, инструментальной);
* композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми муз.терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).
Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.
Для развития исполнительства,творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.
|
В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.
Программные требования (музыкально-образовательная деятельность):
В детском саду дошкольники должны получить знания о том, что существуют:
Музыкальные жанры, виды музыки:
песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);
танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.);
марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);
опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;
вокальная и инструментальная музыка;
|
народная музыка;
программная и непрограммная музыка.
Средства музыкальной выразительности:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);
пауза (долгая, короткая); акцент (легкий, сильный);
гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);
интонация (вопросительн., утвердительн., спокойная, робкая, ласковая, грозная,тревожная...);
лад (мажорный, минорный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).
Музыкальная форма:
одночастная, двухчастная, трсхчастная;
куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.
Музыкальные инструменты:
инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот),
духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник,
тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);
инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян,
аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);
инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);
орган.
Музыкальные профессии, специальности, коллективы:
композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;
оркестр, ансамбль, хор.
Характер исполнения, приемы:
стаккато, легато, глиссандо;
отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, светло, звонко и т. д.
Общие музыкальные термины:
нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть,
кульминация, фраза, нотный стан и т. д.