ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗ. ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ




В детском саду дошкольники не только обучаются практи­ческим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необхо­димые общие знания о музыке, способах музыкальной деятельности.

 

Для развития музыкальных способностей (первая задача музыкального воспитания) детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окрас­ки музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что

* содержанием му­зыки являются чувства, настроения, их смена;

* изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;

* средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение - нежное или грозное, веселое или торжественное;

* музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоции-ональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях т.д.

 

Для формированиямузыкально-слуховых представлений важ­ны знания о том, что

*музыкальные звуки имеют различную высоту,

*что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:

* музы­кальные звуки имеют различную протяженность — бывают долги­ми и короткими;

* они движутся, их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот;

* ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узна­ваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отли­чить вальс от польки, полонеза и т. д.).

 

Решение второй задачи музыкального воспитанияразвитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, устано­вок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.

Увлекательные рассказы педагога

* о музыке различных сти­лей, эпох сопровождающиеся музыкой, показом иллюст­раций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают ус­тановку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональ­ные реакции на музыку;

* о видах музыки (народной, классической; во­кальной, инструментальной);

* композиторах, музыкальных инстру­ментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении, отдельных час­тях), владение некоторыми муз.терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).

Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

 

Для развития исполнительства,творчества нужны специаль­ные знания о способах, приемах исполнительства, средствах вы­разительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.

 

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (на­певно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.

 

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваи­вают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают назва­ния танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.

 

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также по­лучают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависи­мости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно дер­жать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.

 

Программные требования (музыкально-образовательная деятельность):

В детском саду дошкольники должны получить знания о том, что существуют:

Музыкальные жанры, виды музыки:

песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);

танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, го­пак, хоровод и др.);

марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);

опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;

вокальная и инструментальная музыка;

народная музыка;

программная и непрограммная музыка.

Средства музыкальной выразительности:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);
пауза (долгая, короткая); акцент (легкий, сильный);

гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);

интонация (вопросительн., утвердительн., спокойная, роб­кая, ласковая, грозная,тревожная...);

лад (мажорный, минорный);

темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлен­ный и др.);

динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

регистр (высокий, средний, низкий);

тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).

Музыкальная форма:
одночастная, двухчастная, трсхчастная;

куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.

Музыкальные инструменты:

инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот),

духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник,

та­релки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолон­чель, контрабас, альт);

инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян,

аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);

инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);

орган.

Музыкальные профессии, специальности, коллективы:
композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;
оркестр, ансамбль, хор.

Характер исполнения, приемы:

стаккато, легато, глиссандо;

отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, свет­ло, звонко и т. д.

Общие музыкальные термины:

нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, акком­панемент, мотив, часть,

кульминация, фраза, нотный стан и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: