Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей № 10
Развивающая система Л.В. Занкова
Класс
Урок русского языка по теме:
« Определение спряжения глаголов по неопределённой форме »
Из опыта работы учителя
начальных классов
высшей квалификационной категории
Барабашовой Татьяны Марьяновны
Белгород 2013
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей № 10
Развивающая система Л.В. Занкова
Класс
Урок русского языка по теме:
« Определение спряжения глаголов по неопределённой форме »
Из опыта работы учителя
начальных классов
высшей квалификационной категории
Бессараб Елены Александровны
Белгород 2013
Урок №52
Пятый урок в разделе программы «Первое и второе спряжения глаголов»
Тема: Определение спряжения глаголов по неопределённой форме
Цель: формирование умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Предметные
- определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение
Метапредметные
Познавательные
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (глагол - глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
Регулятивные
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действии;
Коммуникативные
-ориентировать на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
-осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
Личностные
-понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
Учебно – методическое обеспечение
1. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 2 ч., автор Полякова А.В.. – М.: Просвещение/ Учебник. 2012
Ход урока.
I. Мотивационно - организационный этап
II. Определение темы и цели урока
Учитель: На какой странице учебника мы сегодня будем работать?
Ученик: На странице 70
Учитель: Определите тему урока.
Ученик: Тема урока: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»
Учитель: Какую задачу можно поставить к уроку?
Ученик: Научиться определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
Учитель: Что для этого нужно вспомнить?
Ученик: Что такое спряжение.
Учитель: Как определить спряжение глагола?
Ученик: По окончанию глагола.
III. Изучение нового материала
Фронтальная работа.
Учитель: Определить спряжение глаголов: он молч.., плыв.., реж.., кол..
(Карточки на доске. Дописать окончания маркером.)
Ученик: Молчит – II спр., плывёт – I спр., а у остальных не можем определить спряжение, т.к. окончание безударное.
Учитель: Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? Где можем найти подсказку?
Ученик: В учебнике.
Учитель: Прочитайте задание к упр.141. Ответьте на вопрос.
Ученик: В каждой группе глаголы в неопределённой форме. В первой группе глаголы основы глаголов заканчиваются на а, о, я.
Во второй - на и.
Учитель: Прочитайте правило, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Сможете ли вы теперь определить спряжение глаголов?
Ученик: Сможем, используя правило.
(2 чел. Допис. ок-я с комментированием)
Работа в парах
Учитель: Упр.142,с.103. К какому спр. будут относиться глаголы, образованные от данных неопределённых форм?
Ученик: (Читают по столбикам и объясняют) В первом столбике н.ф. глаголы ить. Глаголы, образованные от этой н.ф., относятся ко II спр., остальные к I.
Работа в группах.
Учитель: Дописать личные безударные окончания глаголов.
Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.
Моделирование. Составление алгоритма.
1. Определяю время, число и лицо глагола.
2. Определяю, ударное или безударное окончание у глагола.
3. Если глагол с безударным окончанием, ставлю в неопределённую форму.
^
4. Если глагол в неопределённой форме заканчивается на – ить, это глагол II спр. Пишу в окончаниях букву и, а в 3 лице мн. ч. – окончание – ат или - ят.
^
Если глагол в неопределённой форме заканчивается не на – ить, это глагол I спр. Пишу в окончаниях букву е, а в 3 лице мн. ч. – окончание – ут или - ют.
4. Отчёт о работе в группах.
Ученики читают составленный алгоритм.
Работа в группах.
Дописать личные безударные окончания глаголов.
Гр. и 4 гр.
Вылез… медведь весной из берлоги, отыщ… муравейник, разро…, разворош… его, а потом слизыва… муравьёв с лапы.
Гр. и 5 гр.
Поход… весной по лесу, потрога… белые стволы и клейкие листочки берёз, послуша… пение соловья – стан… тебе легко и радостно.
Гр. и 6 гр.
В мастерской мы работа…: пил… доски, строга… их рубанком, разогрева… клей и склеива… доски.
А) Выполнение задания по алгоритму.
Б) Проверка выполнения задания по группам. (Вывешиваем на доске)
6. Самостоятельная работа упр.143, с.103 (по вариантам)
1 в. Первые 6 глаголов
2 в. Остальные глаголы
Записать данные глаголы в неопределённой форме и во 2 лице в ед. числе. Указать спряжение глаголов.
(образец прокомментировать)
7. Взаимопроверка по вариантам.
IV. Д/з: упр.144,с.104
V. Итог урока
- Какие задачи ставили к уроку?
- Выполнили поставленные задачи?
- Оцените свою работу на уроке?