Развитие производительных сил и управления
В соответствии со стадиями развития технологий и производительных сил общества выделяют три типа управления: традиционное управление, управление промышленной стадии, управление постиндустриальной стадии.
То, что принято называть традиционным управлением, наиболее характерно для первого (доиндустриального) этапа развития промышленного производства, на котором еще не получила широкого распространения машинная технология. В этот период определяющими в процессе производства, были возможности работника, его умственные и физические способности, навыки. Управление ориентировалось на человека. Подготовка «мастера» занимала многие годы, а производительность труда была невысокой. В Европейских странах этот тип производств и управления преобладал до середины XIX века.
Индустриальная стадия развития производства и, соответственно, промышленный тип управления, основаны на пооперационном разделении труда. Техника и технология определяют как качество, так и количество продукта и формируют содержание труда основной массы участников производства. С организационной точки зрения, человек играет роль придатка к машине, и управление строится от машины. Промышленный тип производства позволил резко повысить производительность труда, снизить требования к квалификации рабочих и сократить время на их подготовку.
В последней трети XX века научно-техническая эволюция существенно изменила роль человека в процессе производства и, прежде всего, характер его взаимодействия с техникой. Автоматизированные линии и целые заводы стали почти самостоятельно выпускать продукцию в соответствии с технологией, разработанной человеком. Управление постиндустриальной стадии ориентировано на работника интеллектуального труда, высокой квалификации, способного обслуживать сложные машины. Такое изменение позиции человека в процессе производства означает коренную перестройку управления, оно становится идущим от человека, а не от машины. В результате, в начале XXI века в наиболее развитых странах интеллектуальные работники стали преобладать по отношению к работникам физического труда.
|
Важным моментом в развитии управления играет построение информационного общества, начавшееся 80-е годы ХХ века. Это привело к радикальным изменениям в материальном производстве, мировоззрении, быте, образовании, искусстве и культуре. Если для доинформационного общества характерен принцип «Каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «Каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими». Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливается к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом.
Эволюция теории управления
Наука управления развивалась в соответствии с научно-техническим прогрессом, становлением производительных сил, производственных и общественных отношений, информационных технологий, изменением требований к бизнесу.
На начальной стадии развития учений об управлении, внимание уделялось отдельным аспектам управления, т.е. изучалось одно какое-то явление. С углублением и расширением знаний в этой сфере стали использоваться системный, процессный и ситуационный подходы, что позволило увязать многие составляющие процесса управления в единое целое.
|
Первым ученым, описавшим управление, считается французский экономист Ж.-Б. Сэй, который в начале XIX века применил понятие «антерпренерство» для обозначения умения определять наиболее рациональные способы использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства.
Становление менеджмента как науки относят к концу XIX -- началу ХХ в. Первой теоретической школой менеджмента стала научная школа, формирование которой происходило в период с 1890-е -- 1920-е гг. Ее появление было обусловлено техническим прогрессом и потребностью во всесторонней рационализации производства на основе разделения труда. Наиболее заметным вкладом этой школы в современный менеджмент стали: теория научной организации труда Ф. Тейлора, разработки Ф. и Л. Гилбретов, Г. Гантта.
Административная, или классическая, школа развилась как одно из направлений научной школы и сконцентрировала внимание на управленческом труде. Ее основу составили общие функции и принципы управления А. Файоля, теория Г. Эмерсона, философия менеджмента О. Шелдона, теория бюрократического построения организации М. Вебера, а также разработки Дж. Муни, Л. Урвика, С. Дэвиса и др.
Особо следует отметить клад А. Файоля, который выделил управление в самостоятельную науку, сформулировал базовые принципы управления и впервые описал процесс управления.
|
В 1930-е гг. появляется школа школа человеческих отношений обратившая внимание на рольчеловека в организации и доказавшая, что на производительность труда наряду с материальными стимулами воздействуют и социально-психологические факторы. Она объединила таких ученых, как Э. Мэйо, М. П. Фоллет, Ф. Ролитсбергер, У. Фотч, Ч. Белл, У. Мур, Ж. Фриман, Р. Лайкерт и др.
В 1940 -- 1950-е гг. происходило формирование бихевиористской школы менеджмента (школы поведенческих наук), которая выросла из школы человеческих отношений. Отличительной чертой этой школы стала ориентация на поведение человека, его реакцию на различные внутренние побуждения и внешние стимулы. Ее представили А. Маслоу, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор, Э. Шейн, В. Врум, Д. Кун и др.
Параллельно в 1950-е развивалось новое направление – так называемый системный подход, который рассматривает организацию как единое целое, состоящее из многих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Базируясь на концепции общей теории систем биолога Л. фон Берталанфи, это направление применительно к управлению разрабатывали Н. Винер, А. Богданов, К. Шенон, Ч. Барнард и др.
В 1960-е гг. на базе предшествующих направлений появилась эмпирическая (прагматическая) школа управления, или менеджмент бизнеса, которая сконцентрировала свое внимание на разработке практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности управления. Она связана с именами П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и многих других.
Сформировался ситуационный подход, который утверждал зависимость управления от сложившейся обстановки.
Был обоснован количественный подход, предполагающий количественную оценку управления по результатам деятельности. Он опирается на теории частного равновесия У. Дженсона и О. Курно и общего равновесия А. Вальраса и В. Парето.
Создается концепция стратегического управления, утверждающая необходимость ориентации управления на результаты в будущем.
Выделяютсяв специальные направления операционный менеджмент и управление персоналом.
Разрабатывается процессный подход организующий взаимодействие исполнителей работ на основе взаимосвязанных бизнес-процессов.
В 1970-е г. общество обращает внимание на социальную ответственность бизнеса и в управлении развивается направление социальной ответственности. Наиболее яркие представители-- Э. Карнеги, Р. Вуд, М. Фридмен, К. Дэвис и др.
В 1970 -- 1990-е гг. высокие темпы развития технологий открыли качественно новый этап в истории экономики и новую страницу в управлении организациями. Большое влияние на управление оказала компьютеризация. Создание глобальной информационной сети способствовало ускорению процессов интеграции, глобализации и международной кооперации.
В 1980 -- 1990 гг. создаются теории менеджмента цепочки ценности, организационной культуры, инноваций и лидерства.
XX в. продемонстрировал динамичное развитие науки управления, причем все учения используются современной теорией и практикой. Однако развитие управленческой науки продолжается, так как практика открывает ранее неизвестные стороны и проблемы.