Гигиена и экология человека
Гигиеническое воспитание населения
Санитарно-просветительская работа в ЛПУ, предусматривает гигиеническое обучение и воспитание населения. Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника.
Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.
Основная цель: формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Задачи по гигиеническому обучению и воспитанию населения:
1) Повышение санитарной культуры населения.
2) Пропаганда и популяризация гигиенических и медицинских знаний.
3) Формирование и распространение знаний о здоровом образе жизни у населения.
4) Профилактика заболеваний.
3) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. Массовость – участие всех медицинских работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется с использованием различных форм и методов обучения.
Формы гигиенического воспитания
По воздействию на население можно разделить следующим образом:
1. индивидуальные;
2. групповые;
3. массовые.
1. К индивидуальному воздействию:
Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);
Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;
Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).
2. К воздействию на группу лиц:
Ø лекция, доклад;
Ø групповая беседа;
Ø групповая дискуссия;
Ø групповое практическое обучение;
Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)
3. К массовой коммуникации:
Ø телевидение (телепередачи);
Ø кинофильм;
Ø радио (радиопередачи, прямые линии);
Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);
Ø выставки и музеи.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.
Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.
При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.
Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.
Методы | Средства |
Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. |
Печатный | Памятки, брошюры, листовки, статьи, журнал, методические руководства, доска вопросов и ответов. |
Наглядный | Плоскостные (санитарные бюллетени, плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) ТВ, кино, ДВД, слайды, |
Смешанный | Все средства вместе. |
1. Устные методы:
Средства устной агитации:
Ø Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).
Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.
Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.
В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).
Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).
Темы бесед могут быть самые разнообразные.
Беседа предполагает активное участие слушателей.
Ø Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.
В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
2. Печатный метод:
Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.
Средства печатной продукции:
Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).
Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.
Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.
Ø Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
3. Наглядные методы:
Средства наглядной агитации:
Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);
Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);
Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)
Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.
Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.
Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
4. Смешанные методы
Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.
Комбинированные средства пропаганды:
Например,
Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
Ø 5% лекция;
Ø 10% чтение;
Ø 20% аудиовизуальные средства;
Ø 30% использование наглядных пособий;
Ø 50% обсуждение в группах;
Ø 70% обучение практикой действия;
Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.
Например,
обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.
Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.
Возможные гигиенические ситуации:
Признак ситуации | Градации признака |
Количественный состав аудитории | Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек |
Степень важности (экстремальности) | Эпидемическая обстановка: Ø экстремальная Ø неэкстремальная |
Степень однородности | По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная |
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила | Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет) |
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:
1. санитарное просвещение в поликлинике,
2. санитарное просвещение в стационаре,
3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.
1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.
Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;
- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.
Это обеспечивается:
- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
- разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);
- лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;
- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.
Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).
Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.
Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.