1.1. Тема: Виды изображений в картине.
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич).
Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
1.2. Тема: Язык графики.
Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов.
Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет-ресурсы.
1.3. Тема: Язык живописи.
Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом - подбор, изучение.
1.4. Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи.
Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.
1.5. Тема: Жанры изобразительного искусства.
Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников.
1.6. Тема: Интерпретация в искусстве.
Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве.
Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.
1.7. Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства.
Самостоятельная работа: завершение работы.
1.8. Тема: Пленэр.
Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты.
|
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.
2. Раздел «Декоративно – прикладное искусство»
2.1 Тема: Текстиль.
Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
2.2 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза текстильного изделия.
Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.
2.3 Тема: Металл.
Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
2.4 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза ювелирного изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.
2.5 Тема: Керамика.
Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения.
Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.
2.6 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза керамического изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.
2.7 Тема: Дерево.
Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты.
|
Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
2.8 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза деревянного изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.
2.9 Тема: Камень. Кость.
Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
2.10 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из камня.
Самостоятельная работа: завершение работы.
2.11 Тема: Стекло.
Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры).
Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.
2.12 Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из стекла.
Самостоятельная работа: завершение работы.
3. Раздел «искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия»
3.1 Тема: Язык.
Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг.
Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.
3.2 Тема: Современная детская литература.
Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация.
|
Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения.
3.3 Тема: Творческий эксперимент.
Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.
3.4 Тема: Музыка.
Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство.
Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.
3.5 Тема: Песня.
Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов.
Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.
3.6 Тема: Танец.
Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.
3.7 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры.
Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
3.8 Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
3.9 Тема: Церковь - как объект искусства.
Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города.
3.10 Тема: Хранение «культурных единиц».
Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
3.11 Тема: Творческий проект «Семейные реликвии».
Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.).
Самостоятельная работа: оформление материала.
3.12 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.)
3.13 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением.
Самостоятельная работа: оформление композиции.
2. Годовые требования (срок освоения 1 год)
1. Раздел «Виды искусства»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов искусства.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Раздел «Пространственные (пластические) виды искусства»
2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства.
Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев.
Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.
2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение.
Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).
2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно - прикладного искусства.
2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края.
Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность.
Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
3. Раздел «Динамические (временные) виды искусства»
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература.
Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
3.2 Тема: Литература как вид искусства.
Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы.
Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.3 Тема: Музыка как вид искусства.
Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.
Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4. Раздел «Синтетические (зрелищные) виды искусства»
4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение.
Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства.
Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы.
Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
4.3 Тема: Искусство театра.
История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.).
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
4.4 Тема: Искусство кино.
История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино.
Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «Язык изобразительного искусства»
5.1 Тема: «Чем и как работает художник».
Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.).
Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.
5.2 Тема: Виды изображений в картине.
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).
Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства.
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников.
Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
5.4 Тема: «Композиция».
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
5.5 Тема: Рисунок.
Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
5.6 Тема: Виды графики.
Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
5.7 Тема: Выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников.
Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
5.8 Тема: Язык живописи.
Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине.
Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
5.9 Тема: «Колорит».
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций.
5.10 Тема: Способы работы с цветом.
Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в представленной технике.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.
6. Раздел «Искусство как вид культурной деятельности.
Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и преумножение культурного наследия»
6.1 Тема: Библиотека.
Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по школьной библиотеке.
Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой.
Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).
Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.
6.3 Тема: Как работать с книгой.
Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
6.4 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.
Поиск дополнительной информации через систему интернет.
Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.5 Тема: Музеи.
С чего начинается музей. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи. Правила поведения.
Самостоятельная работа: посещение музея.
6.6 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры.
Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
6.7 Тема: Хранение «культурных единиц».
Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
6.8 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город».
6.9 Тема: Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По завершении предмета «Беседы об искусстве» обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
IV. ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, форма, содержание.
Промежуточная аттестация по программе «Беседы об искусстве» предусматривает контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
2. Критерии оценки.
1. Тестовые задания - задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1 -2 ошибки;
«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
При прохождении программы учебного предмета «Беседы об искусстве» необходимо пользование различными пособиями, которые помогают формировать комплекс знаний, умений и навыков:
§ наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
§ демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
§ электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
§ аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.