Кабины тракторов, автомобилей и самоходных машин




 

 

Эргономические требования к кабинам

В ус­ло­ви­ях по­выше­ния ин­тенсив­ности дви­жения и энер­го­во­ору­жен­ности ТС рез­ко воз­раста­ют фи­зичес­кая, пси­холо­гичес­кая и умс­твен­ная наг­рузка на во­дите­ля. При соз­да­нии ка­бин сов­ре­мен­ных трак­то­ров и ав­то­моби­лей обя­зательно учи­тыва­ют­ся осо­бен­ности кон­сти­туции, фи­зи­оло­гии и пси­холо­гии во­дите­ля. Вза­имо­действие че­лове­ка с тех­ни­чес­ки­ми средс­тва­ми в ус­ло­ви­ях про­из­водс­тва изу­ча­ет эр­го­номи­ка.

Ка­бины, ор­га­ны уп­равле­ния и средств ин­форми­рова­ния конс­тру­иру­ют и раз­ме­ща­ют с уче­том та­ких ка­честв че­лове­ка, как ин­ту­иция, ло­гичес­кое мыш­ле­ние, вос­при­ятие, фи­зичес­кое и эмо­ци­ональное сос­то­яние, утом­ле­ние.

Не­об­хо­димо, что­бы бы­ли пре­дус­мотре­ны воз­можнос­ти ин­ди­виду­ально­го ре­гули­рова­ния по­ложе­ния ор­га­нов уп­равле­ния и крес­ла во­дите­ля с уче­том его ан­тро­поло­гичес­ких дан­ных.

Ка­бина дол­жна иметь хо­рошую об­зорность и ин­форма­тив­ность при­бор­ной дос­ки, средс­тва про­тив сол­нечно­го ос­лепле­ния (ко­зырьки, за­тем­ня­ющи­еся стек­ла и др.).

Во­дитель сох­ра­ня­ет вы­сокую ра­ботос­по­соб­ность при соб­лю­дении сле­ду­ющих эр­го­номи­чес­ких ус­ло­вий в ка­бине:

  • тем­пе­рату­ра — 18…20°С;
  • влаж­ность — 40…60%;
  • от­сутс­твие приз­на­ков угар­но­го га­за и пос­то­рон­них за­пахов;
  • уро­вень шу­ма — до 80 дБ.

Ка­бина дол­жна быть прос­торной, трав­мо­безо­пас­ной и обес­пе­чивать объем жиз­ненно­го прос­транс­тва при пе­рево­рачи­вании.

Сто­имость ка­бин сов­ре­мен­ных трак­то­ров и ав­то­моби­лей мо­жет сос­тавлять до 40% сто­имос­ти ТС. Их обо­руду­ют кон­ди­ци­оне­ром, вен­ти­лято­ром, зер­ка­лами зад­не­го ви­да, ка­мера­ми, маг­ни­толой, дис­пле­ем, сис­те­мой на­вига­ции. Ес­тес­твен­ную вен­ти­ляцию осу­щест­вля­ют фор­точка­ми, бо­ковы­ми стек­ла­ми и лю­ком.

 

Устройство кабин тракторов и автомобилей

Трак­то­ры ос­на­ща­ют дверьми, ко­торые от­кры­ва­ют­ся на­зад. Ка­бины име­ют большую пло­щадь ос­текле­ния для кру­гово­го об­зо­ра. Стек­ла дол­жны быть трав­мо­безо­пас­ные, а ло­бовые (вет­ро­вые) стек­ла — ти­па трип­лекс.

Пол ка­бин сов­ре­мен­ных ТС пря­мой. В нем мо­гут быть тех­но­логи­чес­кие лю­ки для дос­ту­па к не­кото­рым уз­лам ТС.

Ка­бины из­го­тов­ля­ют цельнос­варны­ми с кар­ка­сом бе­зопас­ности. Рас­простра­нены два ти­па ка­бин: ка­пот­ные и бес­ка­пот­ные.

Ка­бины ус­та­нав­ли­ва­ют на ос­тов че­рез ре­зино­вые по­душ­ки, гид­ро­амор­ти­зато­ры или пнев­мо­амор­ти­зато­ры. Стен­ки ка­бин пок­ры­ва­ют нес­кольки­ми сло­ями теп­ло- и шу­мо­изо­ляци­он­ных и зву­копог­ло­ща­ющих ма­тери­алов. Ка­бины гру­зовых ма­шин и трак­то­ров обо­руду­ют при­бора­ми для ра­зог­ре­ва и ох­лажде­ния пи­щи.

На­ибо­лее до­рогое ус­тройство ка­бины — крес­ло (си­денье) во­дите­ля. Оно под­рессо­рено, име­ет воз­можность ре­гули­рова­ния и по­воро­та на 10…25°. Пра­вильно от­ре­гули­рован­ное си­денье под ве­сом во­дите­ля дол­жно опус­каться на по­лови­ну хо­да (55…65 мм). Си­денье для по­мощ­ни­ка в це­лях эко­номии ме­нее ком­форта­бельно. Си­денье во­дите­ля обыч­но име­ет ме­хани­чес­кую под­веску из двух спи­ральных пру­жин и га­зово­го амор­ти­зато­ра. Луч­шие об­разцы си­дений име­ют до 12 ре­гули­ровок, по­дог­рев и об­дув. В трак­то­рах ор­га­ны уп­равле­ния на пе­редо­вых мо­делях вы­несе­ны на от­дельную кон­соль. На не­кото­рых ав­то­моби­лях ус­та­нав­ли­ва­ют от­кидные ка­бины.

Для пре­дох­ра­нения ТС от заг­рязне­ния и при­дания ему хо­роших эс­те­тичес­ких ка­честв ис­пользу­ют опе­рение. Оно вклю­ча­ет в се­бя об­ли­цов­ку ра­ди­ато­ра, ка­пот, крылья, брыз­го­вики, под­ножку. В ТС, дви­жущих­ся со ско­ростью бо­лее 40 км/ч, ис­пользу­ют опе­рение, об­те­кате­ли и об­ве­сы, ко­торые уменьша­ют а­эро­дина­мичес­кое соп­ро­тив­ле­ние.

Сос­то­яние ка­бины ока­зыва­ет зна­чительное вли­яние на бе­зопас­ность. В ней не дол­жно быть выс­ту­па­ющих де­талей, ос­трых уг­лов, не­за­креп­ленных пред­ме­тов, тре­щин в свар­ных со­еди­нени­ях. Ус­тройство для фик­са­ции две­ри в от­кры­том сос­то­янии дол­жно ис­клю­чать ее са­мо­про­из­вольное зак­ры­вание. Стек­ла не дол­жны иметь тре­щин и за­тем­не­ний. Бо­ковые стек­ла дол­жны плав­но опус­каться и под­ни­маться. Крылья не дол­жны виб­ри­ровать при дви­жении.

Экс­плу­ата­ция ТС с не­ис­прав­ны­ми по­руч­ня­ми и под­ножка­ми, сня­тыми ка­бина­ми и от­кры­тыми дверьми зап­ре­ща­ет­ся.

Для под­держа­ния ком­фор­тной тем­пе­рату­ры в ка­бинах трак­то­ров и ав­то­моби­лей ис­пользу­ют воз­ду­хо­ох­ла­дите­ли, кон­ди­ци­оне­ры, ото­пите­ли. Воз­дух, ко­торый по­да­ют в ка­бину, очи­ща­ют бу­маж­ным фильтром. Для ох­лажде­ния его нап­равля­ют в ис­па­рительную ка­меру, в ко­торой он па­рами во­ды ох­лажда­ет­ся и ув­лажня­ет­ся (трак­то­ры ста­рых мо­делей). В сов­ре­мен­ных ТС ис­пользу­ют кон­ди­ци­онер, ко­торый ох­лажда­ет и под­су­шива­ет воз­дух по прин­ци­пу до­маш­не­го хо­лодильни­ка. Бо­лее прог­рессив­ным счи­та­ет­ся ис­пользо­вание сис­те­мы «кли­мат-кон­троль», ко­торая ав­то­мати­чес­ки под­держи­ва­ет за­дан­ный ре­жим тем­пе­рату­ры и влаж­ности. Отоп­ле­ние ТС в ос­новном осу­щест­вля­ют от ох­лажда­ющей ДВС жид­кости че­рез ка­лори­фер (ра­ди­атор отоп­ле­ния).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: