Эргономические требования к кабинам
В условиях повышения интенсивности движения и энерговооруженности ТС резко возрастают физическая, психологическая и умственная нагрузка на водителя. При создании кабин современных тракторов и автомобилей обязательно учитываются особенности конституции, физиологии и психологии водителя. Взаимодействие человека с техническими средствами в условиях производства изучает эргономика.
Кабины, органы управления и средств информирования конструируют и размещают с учетом таких качеств человека, как интуиция, логическое мышление, восприятие, физическое и эмоциональное состояние, утомление.
Необходимо, чтобы были предусмотрены возможности индивидуального регулирования положения органов управления и кресла водителя с учетом его антропологических данных.
Кабина должна иметь хорошую обзорность и информативность приборной доски, средства против солнечного ослепления (козырьки, затемняющиеся стекла и др.).
Водитель сохраняет высокую работоспособность при соблюдении следующих эргономических условий в кабине:
- температура — 18…20°С;
- влажность — 40…60%;
- отсутствие признаков угарного газа и посторонних запахов;
- уровень шума — до 80 дБ.
Кабина должна быть просторной, травмобезопасной и обеспечивать объем жизненного пространства при переворачивании.
Стоимость кабин современных тракторов и автомобилей может составлять до 40% стоимости ТС. Их оборудуют кондиционером, вентилятором, зеркалами заднего вида, камерами, магнитолой, дисплеем, системой навигации. Естественную вентиляцию осуществляют форточками, боковыми стеклами и люком.
Устройство кабин тракторов и автомобилей
Тракторы оснащают дверьми, которые открываются назад. Кабины имеют большую площадь остекления для кругового обзора. Стекла должны быть травмобезопасные, а лобовые (ветровые) стекла — типа триплекс.
Пол кабин современных ТС прямой. В нем могут быть технологические люки для доступа к некоторым узлам ТС.
Кабины изготовляют цельносварными с каркасом безопасности. Распространены два типа кабин: капотные и бескапотные.
Кабины устанавливают на остов через резиновые подушки, гидроамортизаторы или пневмоамортизаторы. Стенки кабин покрывают несколькими слоями тепло- и шумоизоляционных и звукопоглощающих материалов. Кабины грузовых машин и тракторов оборудуют приборами для разогрева и охлаждения пищи.
Наиболее дорогое устройство кабины — кресло (сиденье) водителя. Оно подрессорено, имеет возможность регулирования и поворота на 10…25°. Правильно отрегулированное сиденье под весом водителя должно опускаться на половину хода (55…65 мм). Сиденье для помощника в целях экономии менее комфортабельно. Сиденье водителя обычно имеет механическую подвеску из двух спиральных пружин и газового амортизатора. Лучшие образцы сидений имеют до 12 регулировок, подогрев и обдув. В тракторах органы управления на передовых моделях вынесены на отдельную консоль. На некоторых автомобилях устанавливают откидные кабины.
Для предохранения ТС от загрязнения и придания ему хороших эстетических качеств используют оперение. Оно включает в себя облицовку радиатора, капот, крылья, брызговики, подножку. В ТС, движущихся со скоростью более 40 км/ч, используют оперение, обтекатели и обвесы, которые уменьшают аэродинамическое сопротивление.
Состояние кабины оказывает значительное влияние на безопасность. В ней не должно быть выступающих деталей, острых углов, незакрепленных предметов, трещин в сварных соединениях. Устройство для фиксации двери в открытом состоянии должно исключать ее самопроизвольное закрывание. Стекла не должны иметь трещин и затемнений. Боковые стекла должны плавно опускаться и подниматься. Крылья не должны вибрировать при движении.
Эксплуатация ТС с неисправными поручнями и подножками, снятыми кабинами и открытыми дверьми запрещается.
Для поддержания комфортной температуры в кабинах тракторов и автомобилей используют воздухоохладители, кондиционеры, отопители. Воздух, который подают в кабину, очищают бумажным фильтром. Для охлаждения его направляют в испарительную камеру, в которой он парами воды охлаждается и увлажняется (тракторы старых моделей). В современных ТС используют кондиционер, который охлаждает и подсушивает воздух по принципу домашнего холодильника. Более прогрессивным считается использование системы «климат-контроль», которая автоматически поддерживает заданный режим температуры и влажности. Отопление ТС в основном осуществляют от охлаждающей ДВС жидкости через калорифер (радиатор отопления).