Различают сменный и суточный режимы работы машин.
При сменном режиме работы машины сменное время распределяют на отрезки времени в часах и минутах, в течение которых машина выполняет свои основные функции и не работает по тем или иным причинам. Его разрабатывают для рабочих парков машин.
Рабочий парк – число одновременно работающих машин. Среднее число машин рабочего парка Nр по маркам за отчетный период определяют по формуле
где n– число групп машин с одинаковым временем работы за отчетный период;
Ni – число машин в i–й– группе;
ti – фактическое время работы машины i–й группы, рабочие дни;
Dp – число рабочих дней за отчетный период.
При разработке сменного режима учитывают перерывы в работе машин по следующим причинам: конструктивно–технологическимt кт, технологическим tт , организационным to и метеорологическим tм, а также по причинам, определяемым организацией труда и отдыха машинистов tот.
К конструктивно–технологическим перерывам относят время, затрачиваемое на выполнение ЕО, подготовку машины к работе в начале смены и ее передачу в конце смены. Перерывы в работе по технологическим причинам определяются технологией и организацией выполнения работ (перемещение машины с одной позиции на другую или вдоль забоя, очистка рабочих органов и т.д.). К перерывам, связанным с организацией труда машинистов, относят время, затрачиваемое на получение задания и ознакомление с чертежами и объектом, оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации, а также время на отдых и личные надобности.
Простои по организационным причинам могут возникать из–за отсутствия фронта работ, несвоевременного обеспечения топливосмазочными материалами, устранения мелких неисправностей, перехода машины из одной рабочей зоны в другую и т.д.
При определении сменных режимов различают время чистой работы машины внутри смены tч, время работы машины внутри смены tp и полезное рабочее время tп.
Время чистой работы машины внутри смены находят из соотношения
tч = tсм– (tт + tкт + tот + tо + tм),
где tч –время чистой работы машины, ч.;
tсм – продолжительность смены, ч.;
tт – перерывы в работе по технологическим причинам, ч.;
tкт – перерывы по конструктивно–технологическим причинам, ч.;
tот – перерыв на отдых машинистов, ч.;
tо – перерыв в работе по организационным причинам, ч.;
tм – перерывы по метеорологическим причинам, ч.
Время работы машины внутри смены определяют по формуле
t р =tч + tт.
Полезное рабочее время машины внутри смены вычисляют следующим образом
tп = tч+ tт + tкт + tот.
В зависимости от назначения среднесменные режимы работы машин составляют без привязки к определенным строительным организациям и объектам строительства (применительно к средним условиям работы машины внутри усредненной в течение года смены), с привязкой к ним и, наконец, с привязкой к определенному объекту и с учетом конкретных условий использования машин на объекте. Первые составляют при разработке сметных норм выработки машины с учетом усредненных условии применительно к строительству в целом, вторые – в строительных организациях при назначении для машин планово–расчетных норм выработки применительно к усредненным условиям их работы в данной строительной организации и третьи – для определения возможного перевыполнения в данных конкретных условиях норм выработки.
В таблице 3.1. в качестве примера приведен сменный режем работы одноковшового экскаватора при использовании его на разработке траншей в отвал в третьей температурной зоне. Траншеи разрабатывают обратной лопатой в вязких грунтах III...IV групп. Экскаваторы работают в сутки две смены при усредненной продолжительности смены 8,2 ч и пятидневной рабочей неделе.
Показателем использования сменного режима работы служит коэффициент внутрисменного использования машин Кв.
Коэффициент внутрисменного использования машин Кв определяют из отношения числа часов полезной работы машины в течение смены tп к общей установленной продолжительности смены tсм.
Кв = tп / tсм.
Таблица 3.1.