Стоимость эксплуатации машин




Стоимость эксплуатации машин См зависит от интенсивности их использования в течение года и смены. Ее определяют как произведение себестоимости эксплуатации машин в течение 1 ч Смч на число часов ее работы на объекте Тф или при выполнении определенного вида работ, т.е.

См= Смч Тф.

Себестоимость эксплуатации машин в течение одного ч – это затраты на эксплуатацию, исчисленные на один ч сменного рабочего времени. При всех технико–экономических расчетах ее рассчитывают в виде себестоимости использования машины в течение одного ч. Поскольку этот показатель определяют не по фактическим затратам, а по планово–расчетным и нормативным, то он именуется планово–расчетной себестоимостью использования машины в течение часа.

Планово–расчетная себестоимость включает прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты состоят из различных видов расходов, которые для удобства анализа можно разделить на четыре группы.

Затраты первой группы С1 слагаются из амортизационных отчислений на восстановление первоначальной стоимости машин и на их капитальный ремонт.

Затраты второй группы С2 состоят из расходов по доставке машин на строительный участок, их перевозке внутри строительного участка, монтажу и демонтажу машин, строительству вспомогательных устройств и выполнению других подготовительных работ, необходимых для пуска в эксплуатацию и бесперебойной работы машин.

Затраты третьей группы С3 включают в себя все эксплуатационные расходы, т.е. затраты на ТО и текущий ремонт, замену и ремонт оснастки, приспособлений и инструментов, энергоматериалы (топливо) и на смазочные материалы.

Затраты четвертой группы С4 слагаются из расходов, связанных с оплатой труда, т.е. заработной платой машинистов.

Косвенные затраты состоят из расходов: на содержание административно–технического персонала объединений, трестов и других организаций, руководящих работами по транспортированию машин, проведению ТО и текущих ремонтов машин; на снабжение ремонтных мастерских ремонтными материалами, запасными частями, сменной оснасткой, топливом, смазочными и обтирочными материалами; на охрану труда и технику безопасности, дополнительную заработную плату и отчисления на социальное страхование для рабочих, осуществляющих управление и уход за машинами во время их работы, перебазирования, ТО и текущего ремонта; на содержание ремонтных мастерских; на хранение машин; на обслуживание машин во внесменное время; а также из затрат, связанных с износом и ремонтом малоценного инвентаря, приспособлений и инструмента для ухода за машинами и с обслуживанием парка машин.

Косвенные затраты в значительной степени зависят от числа рабочих, обслуживающих парк машин, и от фонда заработной платы производственных рабочих. Удельный вес заработной платы в прямых затратах по различным типам машин значительно колеблется, что влияет на общий размер косвенных расходов. В связи с этим косвенные расходы определяют дифференцированным расчетом одной части этих расходов в процентах от заработной платы и другой части – в процентах от прочих прямых затрат.

Рекомендуется принимать для определения косвенных расходов 25% общей заработной платы и 10% прочих прямых расходов.

Таким образом, планово–расчетную себестоимость машино–часа мелиоративных и строительных машин в общем виде выражают формулой

Смч= 1,1(С1+ С2+ С3) + 1,25С4.

Расчет элементов затрат ведут по каждой из четырех групп.

Затраты первой группы С1 рассчитывают по формуле

С1= 0,01 М А ,

где М – расчетная стоимость машины, руб.;

А – амортизационные отчисления, %;

Тч – плановое число часов работы машины в году.

Расчетную стоимость машины М определяют добавлением к ее отпускной цене, взятой по прейскуранту, транспортных расходов по доставке машин от станции отправления завода изготовителя до машинного двора, а также складских и снабженческих расходов. Эти расходы обычно принимают в размере 7% отпускной цены машины.

Затраты второй группы С2 устанавливают по формуле

С2= ,

где Тп – стоимость транспортирования машины на данный объект с прежнего места работы, руб.;

МД – стоимость одного монтажа и демонтажа, руб.;

Тф – число часов работы машины на данном объекте.

Затраты на переброску машин внутри строительного объекта зависят от способа перемещения машин.

Если машины с одного строительного объекта на другой перебрасывают своим ходом, то стоимость их перемещения Тп определяют по формуле

Тп= Смч1 ,

где Смч1 – полная стоимость использования перемещаемой машины в течение 1 ч, руб.;

L – расстояние перевозки машины с одного строительного участка на другой, км;

γ – средняя скорость перевозки машин, км/ч;

К – коэффициент использования рабочего времени бригады по перевозке машин в течение смены.

Если машины буксируют на прицепе, то стоимость их перемещения Тп вычисляют по формуле

Тп = ,

где – расходы первой, второй и третьей групп машино–часа перемещаемой машины, руб.;

Смч2 – полная стоимость использования в течение 1 ч автомобиля, трактора или автомобиля с прицепом–тяжеловозом, необходимым для перевозки машин, руб.;

β – коэффициент, учитывающий увеличение стоимости перевозки машины в связи с наличием порожнего пробега автомобиля или трактора.

В тех случаях, когда машины перевозят на машинах–тяжеловозах, стоимость перевозок Тп находят по формуле

Тп = (С ,

где – расходы первой группы машино–часа перемещаемой машины, руб.;

t – продолжительность погрузочно–разгрузочных операций, выполняемых при каждой переброске машины, ч;

n – необходимое число рейсов для перевозки машины.

Если машины с одного объекта на другой перемещают железнодорожным транспортом, стоимость транспортных расходов по каждой перевозимой машине Тп определяют сложением полной стоимости железнодорожных расходов Тж со стоимостью перевозки местным транспортом Тм, т.е.

Тпж+ Тм..

При расчете стоимости перевозки машин железнодорожным транспортом учитывают стоимость собственно перевозки, стоимость погрузки машины на платформу и выгрузки ее с платформы, сумму дополнительных сборов, стоимость проезда бригады и заработную плату сопровождающих машину в дороге.

Стоимость перемещения машин от железнодорожной станции к месту работы местным транспортом определяют аналогично расчету затрат на перемещение машин с одного объекта на другой. Затраты на монтажно–демонтажные работы, строительство вспомогательных устройств и выполнение других подготовительных работ, необходимых для пуска в эксплуатацию машин Мд, устанавливают по их калькуляционной стоимости.

Затраты третьей группы С3 определяют из выражения

С3=Р + В + Э + С,

где Р – затраты на ТО и текущий ремонт, руб.;

В – затраты на замену и ремонт оснастки, руб.;

Э – затраты на энергоматериалы, руб.;

С – затраты на смазочные материалы, руб.

Затраты на все виды периодических ТО и текущих ремонтов Р слагаются из затрат на заработную плату ремонтным рабочим с учетом премиальных Рр и стоимости ремонтных материалов и запасных частей Рм, т.е.

Р= Рр + Рм .

Затраты на заработную плату ремонтным рабочим устанавливают из выражения

Рр= τторСчКп,

где τтор – удельная трудоемкость проведения ТО и текущих ремонтов, ч;

Сч – часовая ставка средневзвешенного разряда ремонтных рабочих, руб.;

Кп – коэффициент, учитывающий премиальную надбавку (Кп = 1,2).

Удельная трудоемкость τтор представляет собой трудозатраты на ТО и текущий ремонт, приходящиеся на 1 ч работы машины. Ее рассчитывают по формуле

,

где tT, tTO–3, tTO–2, tTO–1, tCTO соответственно трудоемкость текущего ремонта, ТО–3, ТО–2, ТО–1 и сезонного, ч;

nT, nTO–3,nTO–2, nTO–1, nCTO – соответственно число плановых текущих ремонтов, ТО–3, ТО–2, ТО–1 и сезонных в одном ремонтном цикле;

Пк – периодичность проведения капитального ремонта, мото–ч.

Значения tT, tTO–3, tTO–2, tTO–1,nT, nTO–3, nTO–2, nTO–1 и nCTO устанавливают из «Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин».

Средневзвешенный разряд ремонтных рабочих принимают в соответствии с рекомендациями Научно–исследовательского института экономики строительства Госстроя России.

Затраты на материалы и запасные части Рм определяют по формуле

Рм= РрКрм,

где Крм – переходной коэффициент от заработной платы ремонтных

рабочих к стоимости ремонтных материалов и запасных частей.

Значение коэффициента Крм устанавливают в соответствии с рекомендациями Научно–исследовательского института экономики строительства Госстроя России.

Затраты на замену и ремонт сменной оснастки, приспособлений и инструмента В подсчитывают по формуле

где Нi – норма расхода i–х видов сменной оснастки, приспособлений и инструментов в год в принятых единицах измерения;

ri – стоимость i–й единицы измерения сменной оснастки, приспособлений и инструментов, руб.;

Тч –плановое число часов работы машины в году.

Нормы расхода сменной оснастки (стальных канатов, пневматических шин, транспортерных лент, приводных ремней и т. п.), приспособлений и инструмента (рукава, шланги, огнетушители, шприцы, ведра и т. д.) устанавливают, исходя из срока их службы.

Затраты на энергоматериалы (топливо) Э определяют из выражения.

где Wт –расход основного топлива на 1 ч работы машины, кг;

Ст – стоимость 1 кг основного топлива.

Расход основного топлива на 1 ч работы машины Wт определяют по формуле

Wт= NеКдв [qх+(qн – qхдм],

где Ne –номинальная мощность двигателя, кВт;

Кдв – средний коэффициент использования двигателя по времени;

Кдм – средний коэффициент использования двигателя по мощности;

qх – удельный расход топлива на 1 кВт номинальной мощности за

1 ч при холостой работе двигателя, кг/кВт·ч;

qн – удельный расход топлива на 1 кВт номинальной мощности двигателя за 1 ч при номинальной нагрузке, кг/кВт·ч.

Затраты на смазочные материалы См устанавливают по формуле

См =

где Wi – расход i–го вида смазочного материала на 1 ч работы машины, кг;

См i – стоимость 1 кг i–го вида смазочного материала, руб.

Норму расхода бензина, керосина и смазочных материалов для мелиоративных и строительных машин определяют в процентах (по массе) от расхода основного топлива.

Указанные нормы различны для разных марок машин. Так, например, для многоковшовых траншейных экскаваторов нормы расхода составляют: бензина – 1%, керосина – 0,6%, дизельного масла (с гидросистемой) – 5,4%, автотракторного масла (с гидросистемой) – 0,6%, консистентной смазки (солидола) –1,2%. Нормы расхода бензина, керосина и смазочных масел для других машин устанавливают по нормативам, которые приводятся в соответствующих нормативно–справочных материалах.

Затраты по четвертой группе С4 подсчитывают сложением часовых расчетных ставок машинистов и операторов, работающих на машинах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: