Машина | Среднесписочное число машин | Среднегодовое время работы машины, ч | Число рабочих дней в году | ||
по норма тивному режиму | фактическое | по нормативному режиму | фактическое | ||
Одноковшовый экскаватор | 73,5 | ||||
Многоковшовый экскаватор | 66,2 | ||||
Бульдозер | 144,7 | ||||
Скрепер | 57,8 | ||||
Гусеничный кран | 6,9 | ||||
Автомобильный кран | 23,9 | ||||
Итого | 372,7 |
Продолжение табл. 3.7.
Машина | Среднесуточное время Работы, ч | Показатель выполнения годового режима работы Кг, % | Показатель использования машин по времени Кч, % | Коэффициент использования календарного времени Кв | |
По нормативному режиму | фактическое | ||||
Одноковшовый экскаватор | 13,7 | 12,3 | 117,2 | 105,2 | 0,35 |
Многоковшовый экскаватор | 11,5 | 8,7 | 101,2 | 76,3 | 0,16 |
Бульдозер | 11,5 | 11,5 | 103,7 | 103.6 | 0,30 |
Скрепер | 11,5 | 8,5 | 101,4 | 77,0 | 0,22 |
Гусеничный кран | 11,5 | 14,3 | 100,0 | 116,1 | 0,35 |
Автомобильный кран | 8,2 | 8,2 | 94,0 | 93,7 | 0,19 |
Итого | 11,7 | 10,5 | 104,8 | 89,8 | 0.25 |
Анализ выработки машин позволяет выявить выполнение плановых норм выработки, а также сравнить выработку машин организации со средней выработкой машин по объединению или тресту и сделать необходимые выводы.
В качестве примера рассмотрим выработку машин в одной из организаций ведущий учет выработки некоторых групп машин (приведенных в таблице 3.8). Результаты анализа приведены в таблице 3.9.
Таблица 3.8.
Выработка машин в натуральном выражении
Машина | Фактическая среднесписочная мощность машин с начала года, м3 | Выполнено работ с начала года, тыс. м3 |
Одноковшовый экскаватор Скрепер | 29,23 31,30 |
Данные таблицы позволяют сделать следующее заключение. Норма годовой выработки одноковшовых экскаваторов выполнена на 101,9%, однако по сравнению со средней выработкой по России имеется отставание – на 5,8%. У одноковшовых экскаваторов фактическая годовая выработка также несколько ниже по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 3.9.
Анализ выработки машин
Машина | Годовая выработка на 1 м3 вместимости ковша, тыс.м3 | Выполнение норм выработки, % за отчетный год | |||
За предыдущий год | За отчетный год | ||||
По установленным нормам | Фактическая | Средняя по Главку | |||
Одноковшовый экскаватор Скрепер | 127,7 4,2 | 124,0 5,5 | 126,3 5,62 | 134,0 6,9 | 101,9 102,1 |
Норма годовой выработки скреперов выполнена на 102,1%. Фактическая годовая значительно ниже средней выработки по Главному управлению, но выше выработки за предыдущий год.
Таким образом, анализ выработки машин показывает, что в объединении выработка машин ниже средней выработки по другим организациям России. Последнее указывает на то, что в объединении есть еще не использованные резервы.
Анализ себестоимости эксплуатации машин ведется на основании данных журнала–ордера о выполнении себестоимости эксплуатации строительных машин по статьям затрат. В качестве примера рассмотрим фактическую себестоимость эксплуатации машин по статьям затрат в одном из объединений мелиорации. Данные о себестоимости эксплуатации строительных машин приведена в таблице 3.10.
Таблица 3.10.
Себестоимость эксплуатации строительных машин по статьям затрат
Статьи затрат | Плановая себестоимость, тыс. руб | Фактическая себестоимость, тыс. руб |
Прямые затраты В том числе: · электроэнергия, топливосмазочные и другие материалы (эксплуатационные) · основная заработная плата рабочих, занятых управлением машин · амортизация машин · Техническое обслуживание и текущий ремонт машин · Перебазирования машин, включенные в цену использования машины в течение 1 часа · накладные расходы Итого |
Данные таблицы показывают, что фактическая себестоимость эксплуатации машин за отчетный период в целом по объединению ниже плановой на 40 тыс. руб. Сверхплановое снижение себестоимости составляет 2,4%.
Однако затраты снизились лишь по трем статьям: «Электроэнергия, топливосмазочные и другие материалы» – на 1,1%; «Основная заработная плата рабочих, занятых управлением машин» – на 15,2%; «Техническое обслуживание и текущий ремонт машин» – на 9,7%. По трем другим статьям затраты повысились, особенно по статье «Амортизация строительных машин на 8,5%. Это говорит о том, что в объединении находится много ненужных и неисправных машин. Начисляемую на них амортизацию включают в себестоимость эксплуатации работающих машин, что повышает стоимость их эксплуатации. Сам факт значительного колебания себестоимости по статьям затрат изменяет структуру себестоимости затрат по эксплуатации машин.
Недостаток такого анализа в том, что он не выявляет себестоимость эксплуатации отдельных групп машин и каждой машины в отдельности. Это может быть устранено организацией постатейного учета затрат по отдельным группам и каждой машине в отдельности, а также составлением отчетных калькуляций себестоимости их эксплуатации.