1. История искусств
2. История мирового изобразительного искусства
3. Творчество художников Поволжья
Вопросы к государственному экзамену
1. Виды и жанры изобразительного искусства.
2. Декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство. Центры народных промыслов в России, их специфика. Профессиональное декоративно-прикладное искусство в России и Европе.
3. Общая характеристика первобытного искусства. Синкретизм в изобразительном искусстве. Периодизация первобытного искусства. Характерные особенности искусства палеолита и неолита. Живопись. Скульптура малых форм. Мегалитические сооружения.
4. Общая характеристика искусства Древнего Египта. Периодизация. Характерные черты. Заупокойные комплексы и скульптура Древнего Царства. Искусство периода Эхнатона и его приемников XIV в. до н.э.
5. Общая характеристика и периодизация искусства Античности. Территориальная локализация искусства. Понятие «антропоморфизм» в искусстве. Архитектура Греции V в. до н.э. Понятие ордера. Основные греческие ордера: доричекий, ионический, коринфский. Скульптура Древней Греции V - IV вв. до н.э.
6. Периодизация и характерные черты искусства европейского Средневековья. Дуализм средневекового искусства. Характерные особенности романской архитектуры и готической архитектуры. Скульптура Готики.
7. Общая характеристика и периодизация искусства Возрождения. Понятие Гуманизма в искусстве. Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто ди Бондоне. Живопись, скульптура и архитектура первой половины XV века во Флоренции. Творчество Ф. Бруннелески, Мазаччо, Донателло.
8. Характерные особенности развития образа Человека в творчестве Л. да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти.
|
9. Общая характеристика Северного Возрождения XV - XVI вв. Созерцательный характер искусства Северного Возрождения. Основные мастера искусства Нидерландов (Р. Кампен, братья Губерт и Ян фан Эйки, Р. ван дер Вейден, И. Босх) и Германии (А. Дюрер, Л. Кранах, Г. Гольбейн).
10. Проблематика, характерные черты искусства XVII века. Проблема стиля в искусстве XVII века. Эстетика Барокко и Классицизма в искусстве. Сложение национальных художественных школ в европейском искусстве XVII в. искусства Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции). Основные представители этих школ. Развитие структуры изобразительного искусства - появление новых жанров.
11. Общая характеристика и стилистическое развитие изобразительного искусства Европы XVIII в. Стили XVIII в.: Барокко, Рококо, Неоклассицизм. Эволюция искусства Франции после Великой Французской революции 1789 года. Творчество А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара и Л. Давида. Декоративно-прикладное искусство Франции XVIII в.
12. Национальное своеобразие искусства XVIII в. в искусстве: Англии (творчество К. Рена, У. Хоггарта, Т.Гейнсборо), Испании (творчество Ф. Гойи), России (творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского) и Германии. Открытие Мейсенской мануфактуры в Германии. Фарфоровая пластика. Творчество И. И. Кендлера.
13. Романтизм конца XVIII – начала XIX в.в. в искусстве: Франции (творчество Т. Жерико и Э. Делакруа), Германии (творчество Ф. Отто Рунге, К. Д. Фридриха) и Англии. Творчество У.Блейка. Творчество Прерафаэлитов – Дж. Э. Милле, У. Х. Ханта, Д. Г. Россетти, Ф. М. Брауна, Э. Бёрн-Джонса. Творчество У. Тернера. Романтизм в искусстве России (Творчество О. Кипренского, К. Брюллова).
|
14. Реализм в искусстве XIX в. Эстетическая оценка типичного в содержании искусства. Проблема героя в искусстве реализма. Национальные особенности реалистической живописи в европейском искусстве. Реализм во Франции (творчество О. Домье, Ф. Милле, Г. Курбе), Германии (творчество А. фон Менцеля), России (творчество В. Тропинина, П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Серова).
15. Импрессионизм.Салон отверженных.Предпосылки возникновения импрессионизма. Сюжетика и художественная манера. Творчество импрессионистов: Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара, К. Писсаро, Б. Моризо, А. Сислея, Ф. Базиля, Г. Кайботта.
16. Неоимпрессионизм и постимпрессионизм. Салон независимых. Пуантилизм (Дивизионизм): эстетические принципы. Творчество Ж. Сёра, П. Синьяка. Проблемы художественного видения. Проблематика и художественная манера П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога.
17. Символизм. Эстетизм. Ар-нуво. Проблематика и эстетические принципы. Творчество Г. Моро, П. де Шавана, О. Редона, Дж. Энсора, А. Бёклина. Эстетизм.Художественные движения и объединения. «Искусства и ремёсла» в Англии и «Школа Глазго» в Шотландии. Группа «Наби». Венский Сецессионизм. Творчество Г. Климта. Художественное объединение «Мир искусства» в России. Развитие книжной графики и театрально-декоративной живописи в России (творчество Л.Бакста и А.Бенуа). Специфика Ар-Нуво в архитектуре. Графика на рубеже ХIX-ХХ вв.
18. Наивное искусство и Фовизм. Примитивизм. Проблематика и эстетические принципы. Творчество А. Руссо, А. Уоллиса, бабушки Мозес, Н. Пиросмани. Эстетические принципы фовизма. Влияние Арабского востока. Творчество А.Матисса. Обзор творчества: А. Дерена, М. де Вламинка, Ж. Руо, К.ван Донгена, Р. Дюфи.
|
19. Кубизм. Проблематика и эстетические принципы. Аналитический кубизм. Синтетический кубизм. Творчество П. Пикассо и Ж. Брака. Коллаж. Театрально-декоративная живопись. Обзор творчества: Х. Гриса, Л. Маркусси, Ф. Леже́, А. Глеза, Л. Попо́вой, С. Делоне, Ж. Метценже, А. Лота и др. Скульптура. Творчество А. Архипенко.
20. Экспрессионизм и Неоэкспрессионизм. Проблематика и эстетические принципы. «Крик» Э. Мунка. Немецкий экспрессионизм. Группа «Мост» 1905. Объединение «Синий всадник» 1911 г. Творчество Э. Нольде. Э. Л. Кирхнера, Э. Хеккеля, К. Ш. Ротлуффа, К. Кольвиц, Э. Барлаха, В. Лембрука, Ф. Марка, А. Макке, А. Явленского. Венский экспрессионизм. Творчество О. Кокошки, Э. Шилле. Неэкспрессионизм (1970-1980). Творчество Г. Базелица.
21. Футуризм. Манифесты футуристов. Проблематика и эстетические принципы. Социально-этические аспекты футуризма. Футуризм в Италии. Творчество У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, Л. Руссоло, К. Карра. Аэроживопись. Орфизм. Творчество Р.Делоне. Скульптура в Англии. Творчество сэра Дж. Эпстайна Русский кубофутуризм. Творчество Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Ларионова. Объединение «Бубновый валет». Лучизм.
22. Дада и Сюрреализм(1924- 1950). Социально-психологические причины возникновения. Проблематика и эстетические принципы. Творчество М. Дюшана. Реди-мейды. Ассамбляжи и фотографии Ман Рея. Бюро сюрреалистических исследований 1928 г. Метафизическая живопись. Творчество Дж. де Кирико, М. Эрнста, Х. Миро, А. Массона, С. Дали, М. Опенгейм, Р. Магритта. Скульптура Г. Мура, Бранкузи, Джаккометти.
23. Конструктивизм. Эстетические принципы и задачи. Творчество В. Татлина. Памятник Третьему интернационалу. Творчество Н. Габо, Л. Мохой-Надя, Э. Лисицкого, А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой. Конструктивизм в архитектуре. Творчество братьев Весниных, Н. Ладовского.
24. Абстракционизм и Абстрактный экспрессионизм. Проблематика и эстетические принципы. Воздействие музыки на живопись и космологические идеи В. Кандинского. Неопластицизм. Группа «Де стайл». Эстетические принципы и задачи. Воздействие теософии. Творчество П. Мондриана, Г. Ритвельда.Супрематизм. К. Малевича. Беспредметность. Абстрактный экспрессионизм. Творчество Дж. Поллока, де Кунга, М.Ротко.
25. Поп арт (1956-1960) и Нео-поп арт (1980-1990). Социальные предпосылки поп-арта. Творчество Р. Гамильтона, П. Блейка, Роберта Раушенберга, Дж. Джонса, К. Ольденбурга, Р.Лихтенштейна, Э. Уорхола, Д. Хокни. Истоки Нео – поп арта. Творчество Дж. Кунса, Р. Принса, Т. Мураками.
26. Новые жанры искусства: перформанс, хепенинг, инсталляция, искусство рециклинга, лэнд арт. Проблематика и эстетические принципы. Хепенинг «4’33’’» Дж. Кейджа. Группа «Флюксус». Перформансы Дж. Бойса, Й. Оно, И. Кляйна, М. Абрамович. Творчество Христо и Жан-Клода, Р. Лонга, Р. Смитсона, Д. Оппенгейма. Творчество Э. Голдсуорси, У. де Мария. Искусство рециклинга: ассамбляж (творчество Дж. Корнелла, Л. Невельсен, Э.Кинхольц), джанк арт (творчество Дж. Чемберлена), арте повера (Дж. Ансельмо, М.Пистолетто).
27. Минимализм (1960-е) и Концептуализм (1970-1980 -е). Проблематика и эстетические принципы. Творчество Д. Джада и Р. Морриса. Изменение оценки произведения искусства. Творчество С. Левита, О. Кавара,Дж. Кошута.Группа «Новая британская скульптура».Специфика и направления московского концептуализма. Творчество И. Кабакова, группа «Коллективные действия», «Соц-арт».
28. Фигуративная живопись ХХ века. Реджинализм: творчество Г.Вуда. Творчество Э.Хопера. Лондонская школа (1976). Творчество: Ф. Бэкона и Л. Фрейда. Творчество Э. Уайета. Гиперреализм: живопись и скульптура.
29. Нью-медиа (1970-2000-е). Молодые британские художники. Выставка «Freez» (1988). Творчество Дж.Уолла, Гилберта и Джоржа, А. Гурски, С. Шерман, Дж., Т. Эмин, Д. Хёрста, Р. Уайтрид.
30. Искусство второй половины ХХ века: Неон арт. Творчество Л. Фонтана. Видеоарт. Творчество Н. Дж. Пайка. Б. Виолы. Цифровое искусство. Формы цифрового искусства. Стрит арт. Английский художник граффити Бэнкси. Современная архитектура. Проблематика и эстетические принципы. Деконструктивизм и блобитектура.