Понятие и задачи органов дознания.





Дознание - это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

 


 

3. Система органов дознания.
Перечень органов дознания приведен в статье 40 УПК РФ. Условно их можно подразделить на три категории:

1) органы, производящие дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность не является одним из основных и постоянных видов деятельности;

3) должностные лица, которым предоставлены ограниченные полномочия органов дознания только по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий (в юридической литературе их иногда называют органами, приравненными к органам дознания, либо органами дознания с ограниченной или чрезвычайной компетенцией).

К органам дознания первой категории относятся органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

1) органы внутренних дел Российской Федерации;

2) органы Федеральной службы безопасности;

3) федеральные органы государственной охраны;

4) таможенные органы Российской Федерации;

5) органы Службы внешней разведки Российской Федерации;

6) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

К органам дознания второй категории относятся:

1) органы Федеральной службы судебных приставов;

2) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

3) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Указанные органы не наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Кроме того процессуальная деятельность для данных органов не составляет основного содержания их практической деятельности, является второстепенной, дополнительной, осуществляемой только при определенных условиях.

На органы дознания возлагается:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (глава 32 УПК РФ);

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (статья 157 УПК РФ);

- исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;

- оказание содействия следователю при осуществлении следственных и процессуальных действий (в том числе и посредством участия в качестве специалистов);

- производство экспертиз по уголовным делам.

Органу дознания, наделенному в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, следователем по уголовным делам, находящимся в его производстве, может быть дано письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, органы дознания первого и второго вида вправе в пределах своей компетенции осуществлять производство по уголовному делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд.

К органам дознания (должностным лицам) «чрезвычайной компетенции» относятся:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания первого вида, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

Процессуальные функции для указанных должностных лиц являются экстраординарными, исключительными в силу их особого территориального положения и удаленности от места расположения органов дознания первого вида.

На эти органы возлагаются ограниченные полномочия лишь по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

Данная процессуальная деятельность не является самостоятельной, а выполняет вспомогательную функцию по отношению к предварительному следствию или дознанию – собирание и проверка доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий следователем или органами дознания «широкой компетенции».

В тех случаях, когда органом дознания является государственный орган, полномочия органа дознания составляют содержание деятельности значительной части его сотрудников. Когда же орган дознания представлен конкретным должностным лицом, то полномочия органа дознания составляют исключительную компетенцию только этого лица. Поэтому в такой структуре не может быть иных должностных лиц органа дознания.

Под дознанием понимают процессуальную деятельность дознавателя, осуществляемую под надзором прокурора, контролем со стороны суда и начальника подразделения дознания, состоящую в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником подразделения дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Заключение.

Рассмотрение вопросов деятельности органов дознания дает возможность узнать не только о правоприменительной деятельности правоохранительных органов Российской федерации, но и о работе механизма государственного принуждения в целом. Работа наглядно показывает сложившуюся в России систему органов охраны права: их практику и взаимодействие. Данные знания особенно важны для юристов, которые непосредственно связаны с охраной и применением права. Сейчас дознание по своим функциям ничем существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют много эпизодные дела с большим количеством как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти. Работа дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: