Для проведения разгрузки нефтепродуктов при железнодорожных перевозках на нефтебазах сооружают специальные пути. Чаще всего это тупиковые пути, примыкающие к магистрали со стороны станционных путей. Железнодорожные нефтегрузовые тупики желательно расположить в наиболее высоком (при разгрузке) участке территории нефтебазы. Железнодорожные пути на территории нефтебазы должны быть прямолинейны и строго горизонтальны во избежание самопроизвольного движения цистерн при их разгрузке.
Цель данного расчета заключается в определении числа маршрутов, приходящих на нефтебазу в сутки, в выборе типа эстакады и определения ее длины, а также нахождения производительности насосов на участке от железнодорожной эстакады до насосной станции.
Число маршрутов, прибывающих на нефтебазу за сутки (при их равномерной подачи), рассчитывается по формуле [2]:
![]() | (4.1) |
где – суточный грузооборот нефтебазы, т;
– грузоподъемность одного маршрута, т. Эта величина по соглашению с МПС лежит в пределах 2 – 4 тысяч тонн.
Суточный грузооборот нефтебазы:
![]() | (4.2) |
где – суточный грузооборот для каждого нефтепродукта, т.
При заданном годовом грузообороте, определим для i-го продукта.
![]() | (4.3) |
где – коэффициент неравномерности завоза нефтепродуктов,
.
Необходимое число эстакад определяем по формуле [7]:
![]() | (4.4) |
где – время пребывания маршрута на эстакаде с учетом времени на технологические операции, подачу и уборку цистерн, и приготовления маршрута на станции, ч.
Длина эстакады, согласно [2], равна:
![]() | (4.5) |
– длина цистерны одного типа.
В расчет принимаем один тип цистерн, объемом Vц. Тогда среднее число цистерн маршруте:
![]() | (4.6) |
где – число цистерн, приходящих на нефтебазу за сутки:
![]() | (4.7) |
где – число цистерн, приходящих на нефтебазу за сутки с одним видом продукта. Данную величину определяем по формуле:
![]() | (4.8) |
где – масса i-го нефтепродукта в цистерне, т.
Грузоподъемность цистерны определяется при наихудших условиях, т.е. при Тmax, когда объем нефтепродукта максимальный.
![]() | (4.9) |
Максимальное число цистерн с i-тым продуктом в одном маршруте равно:
![]() | (4.10) |
После определения длины эстакады выбираем для проектируемой нефтебазы типовую эстакаду, позволяющую осуществлять слив нефтепродуктов.
Производительность насосов на участке от железнодорожной эстакады до насосной станции для i-го продукта составит:
![]() | (4.11) |
– объем слива нефтепродукта, определяемый как произведения числа цистерн, приходящих на нефтебазу с i-тым нефтепродуктом за один маршрут, и полезного объема одной цистерны:
![]() | (4.12) |
Произведем расчет по формулам (4.2)-(4.4) для определения числа эстакад для слива нефтепродуктов.
Найдем суточный грузооборот для каждого вида продукта, приняв :
Для АИ-92: .
Для бензина Дл: .
Таким образом, суточный грузооборот проектируемой нефтебазы составит:
.
Принимаем грузоподъемность одного маршрута 3500 т. Определим по формуле (4.1) число маршрутов:
., т.е. 1 маршрут в сутки
Примем
Время сливо-наливных операций регламентируется «Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах». В механизированных пунктах слив независимо от рода нефтепродукта и грузоподъемности цистерн из четырехосных (и более) и бункерных полувагонов осуществляют за 2 часа, следовательно, число эстакад равно:
.
Принимаем .
Определяем массу нефтепродукта в цистерне с учетом его плотности. В качестве базового варианта принимаем цистерну модели 15-890. Полезный объемом – 60 м3, длина цистерны по осям – 10,3 м. По формуле (4.9):
;
.
Число цистерн приходящих на нефтебазу в сутки для дизельного топлива Дл и АИ-92 соответственно:
цистерн;
цистерн.
Общее количество цистерн приходящих в сутки:
.
Число цистерн в маршруте:
.
Длина эстакады:
Эстакады в большинстве случаев делают двусторонними, что сокращает их длину в 2 раза, и в целях пожарной безопасности плюс 30м на тупик для расцепки. Таким образом:
Назначаем эстакаду типа КС-10, длиной 388 метров, принимающую 68 цистерн.
Найдем максимальное количество цистерн с одним и тем же нефтепродуктом, которое поставляется одним и тем же маршрутом.
Для топлива АИ-92 20цистерны, для Дл 48цистерн.
Объем слива продуктов:
;
.
Тогда производительность на участке от насосной станции до ж/д эстакады согласно формуле (4.11) составит:
;