Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь




В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности посредством эмиссии и безвозмездной передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом основываясь на тех же либеральных принципах, применявшихся в процессе приватизации и российской госсобственности, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов (СИФ - аналог российских ЧИФов), а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.

Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.

Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

Как и у стран с развитыми финансовыми рынками, в Республике Беларусь имеются (правда, со значительными структурными особенностями) следующие основные финансовые инструменты:

инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты;

ценные бумаги;

а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.

В качестве основных финансовых инструментов Республики Беларусь выступают иностранные валюты, поэтому особый интерес в нынешней непростой экономической ситуации вызывает состояние валютного рынка Республики Беларусь.

Внутренний валютный рынок Республики Беларусь - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:

1. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, совершаемых банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

2. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами и банками, между банками;

3.сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками и субъектами валютных операций - нерезидентами (исключение, сделки, совершаемые на биржах иностранных государств).

По форме организации валютный рынок Республики Беларусь делится на:

- биржевой валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

- внебиржевой - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками - нерезидентами.

Существуют следующие основные принципы проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь:

- осуществляются только через банки, имеющие соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь;

- осуществляются на основании условий, предусмотренных договором между участниками валютно-обменных операций;

- осуществляются посредством совершения сделок через банк, в котором открыт специальный счет субъекта валютных операций-резидента для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты либо иной счет, с которого осуществляются операции по банковскому переводу с покупкой, продажей, конверсией на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» либо непосредственно с банками на внебиржевом валютном рынке;

- обменный курс при проведении валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке устанавливается:

а) на биржевом валютном рынке по результатам торгов на сессиях ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

б) на внебиржевом валютном рынке устанавливается участниками валютно-обменной операции (исключение, бесспорное списание денежных средств либо случаи, установленные иными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь) покупка иностранной валюты производится субъектами валютных операций - резидентами на определенные цели. В Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 38.07.2005 №112 пунктом 20 установлен перечень целей, на которые может приобретаться иностранная валюта. Кроме того, на цели, не предусмотренные Инструкцией 112, покупка иностранной валюты резидентами возможна при наличии разрешения Национального банка на покупку иностранной валюты.

- при совершении валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке банк вправе взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте. Cо средствами республиканского и местных бюджетов комиссионное вознаграждение не взимается.

Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Реализации валютных режимов в Республике Беларусь проходила в четыре этапа.

1. Рыночное курсообразование 1994 -- 1995 годов.

2. Административная система множественности валютных курсов 1996 -- сентябрь 2000 года.

3. Режим «скользящей фиксации» в 2001-2011 гг.

4. Рыночное курсообразование с 15 сентября 2011 г.

При выделении этапов курсообразования не рассматривалась ситуация на валютном рынке в трансформационный период 1991 -- 1993 годов по причине использования монетарными властями предпочтительно административных инструментов, а также из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского рубля (до лета 1994 года).

Исходя из того, что современного человека интересует теперешнее состояние валютного рынка и перспективы его развития, рассмотрим последний выделенный нами этап.

С начала 2011 года Национальным банком Республики Беларусь было заявлено, что политику курсообразования банк будет осуществлять строго в пределах установленного коридора допустимых изменений курса белорусского рубля к корзине иностранных валют - плюс/минус 8 процентов по отношению к значению курса, сложившемуся на начало 2011 года (1057,04 рубля), обеспечивая при этом плавность и предсказуемость динамики курса.

При этом двухсторонние курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, входящим в состав корзины (доллар США, евро и российский рубль), должны были изменяться несущественно под влиянием взаимных изменений курсов этих валют на мировых рынках.

По заявлению Национального Банка для обеспечения устойчивости национальной валюты Национальный банк на начало 2011 года обладал как всеми необходимыми монетарными инструментами, так и золотовалютными резервами.

Однако, уже в марте 2011 года на валютном рынке Республики Беларусь возникли проблемы: в обменных пунктах стала пропадать валюта, неофициальный курс белорусского рубля стал расти.

В мае 2011 года для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (на 56%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 70 до 60 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.

Однако и этот момент не привел к желаемым результатам - стабилизации валютного рынка: появился «черный рынок», валюта в обменных пунктах не появилась. Изменение официального курса белорусского рубля по отношению к основным валютам за 2011 год, представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Изменение официального курса белорусского рубля в стоимостном измерении

Рассмотрим причины проблем на валютном рынке. Во-первых, значительное увеличение спроса на иностранную валюту со стороны населения было спровоцировано девальвационными опасениями. Определенную роль в сложившейся экономической ситуации сыграл и значительный отток иностранной валюты на покупку гражданами легковых автомобилей и другой импортной техники за рубежом. В результате чистый спрос на иностранную валюту со стороны населения за март вырос в разы по сравнению с предыдущими месяцами и составил в эквиваленте 768,1 млн. долларов США. В этих условиях с целью сохранения золотовалютных резервов государства Национальным банком было принято решение о приостановлении интервенций на наличном валютном рынке.

Вторую причину назвал экономист, руководитель Аналитического центра «Сиратегия» Леонид Заико: «То, что происходит сейчас, - это не кризис, это провал всей экономической политики, - подчеркнул Л.Заико. - В Беларуси уже три года имеется устойчивый дисбаланс экспорта и импорта. Практически каждый месяц в 2009-2010 годах примерно на 800 млн долларов мы завозили больше, чем вывозили. Никакая экономика при 10-миллиардном торговом дефиците не сможет держать стабильный обменный курс. А руководители правительства сидели и смотрели на то, как каждый месяц растет торговый дефицит». По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что в правительстве отсутствуют профессионалы, которые могут по сигналам внутреннего и внешних рынков оперативно принимать достаточно эффективные решения.

Все проблемы гасились кредитами, внешними и частными (которые брали предприятия). Фактически, по словам экономиста, эти кредиты вышли за пределы 25 млрд долларов. С учетом реальной девальвации рубля будет хорошо, если реальный белорусский ВВП составит 30 млрд долларов, а скорее всего, будет меньше» [13].

Таким образом, кризис на валютном рынке 2011 года в Республике Беларусь - это комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться

В результате кризиса установленный Национальным Банком курс доллара за январь-октябрь вырос с 3000 до 5800 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи находятся на уровне 7500--8000 рублей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: