Активизирующие методы профориентации




Найти себя в мире профессий - непростая задача. Профессиональное самоопределение требует хорошего самопонимания, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в нашем стремительно меняющемся мире. Но это еще не все. Чтобы принимать любые решения - профессиональные, и жизненные, необходимо чувствовать себя ответственным за свои выборы. К сожалению, это удается далеко не всем. Многие молодые люди предпочитают отдаться течению жизни, не задумываясь о последствиях своих действий (или, что хуже, бездействия), поступают "за компанию" или по настоянию родителей в учебное заведение, а затем не могут найти себя в выбранной когда-то области.

Как же быть? Ответ напрашивается сам собой: нужно учиться понимать себя, свои интересы, пробовать себя в разных видах деятельности, стараться объективно оценивать свои успехи, планировать свой путь развития, изучать профессии. И чем раньше начать это делать, тем лучше. Однако нередко, даже разобравшись в себе, человек не может сдвинуться с места, принять какое-то решение. Чего-то не хватает для того, чтобы выбрать направление и сделать первый шаг. Мы снова вернулись к проблеме ответственности.

Именно здесь особенно эффективными оказываются активизирующие профориентационные методики. Их основное назначение - помочь клиенту занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе.

Активизирующие методы не только и не столько информируют клиента (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробуждают его интерес к миру профессий и желание реализовать себя в труде.
Существует несколько групп активизирующих профориентационных методик для людей разных возрастов, от школьников и старше: профориентационные игры с классом, бланковые игры, карточные информационно-поисковые системы ("профессьянсы"), активизирующие профориентационные опросники, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.

Работа с карточками и бланками делает более наглядными все стороны проблемной ситуации, а вопросы психолога позволяют задуматься о том, что раньше, возможно, не приходило ему в голову, обнаружить противоречия, к примеру, несовместимые цели и средства их достижения.

В процессе работы с активизирующими методиками психолог, как правило, ничего не констатирует, не утверждает, не навязывает своей точки зрения. Все выводы клиент делает для себя сам. Психолог только показывает правила "игры" с той или иной методикой и затем в процессе работы с методическим материалом задает уточняющие, наводящие, иногда провокационные вопросы, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, иногда даже протест. Главное - это помочь клиенту всерьез задуматься, по-настоящему озадачиться и захотеть самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия.
Мы постараемся раскрыть суть активизирующего подхода в профориентации на примере двух методик, разработанных профессором, к.пс.н. Н.С.Пряжниковым, - "Схема альтернативного выбора" и профессьянс "Фомула-5".

"Схема альтернативного выбора" относится к группе методов принятия профконсультационного решения. Она применима в работе как со школьниками, так и со взрослыми людьми и помогает в решении проблем с выбором профильного класса, вуза, профессии, специальности, конкретной должности и т.д.
Работа проходит следующим образом: психолог и клиент сидят вместе за столом и на общем бланке рисуют табличку (см. рисунок). По вертикали - наиболее значимые для клиента факторы выбора. По горизонтали - собственно варианты выбора.

Факторы выбора Возможные варианты выбора
Художественное училище Юр.фак. МГУ Эконом.фак. МГУ Устроиться менеджером в папиной фирме и т.д.
1) Интересно          
2) Есть способности к этому          
3) Поддерживают родители          
4) Возможность хорошо заработать          
5) Гибкий график          
6) Престижно          
         
и т.д.          
         

Затем психолог просит клиента проставить баллы от 0 до 4 каждому варианту с точки зрения выраженности каждого из факторов выбора. После этого клиент должен отметить самые значимые для него факторы, и затем все баллы, относящиеся к строкам с этими факторами, нужно умножить на 2. Наконец нужно просуммировать все баллы по каждому столбцу. При окончательном выборе учитывается, какой из вариантов выбора набрал наибольшее количество баллов. Именно он, скорее всего, окажется тем, что подходит клиенту оптимально. При этом важно, что все элементы таблицы предложены самим клиентом и окончательный вариант - результат его осознанной работы.

Методика "Формула-5" относится к группе карточных информационно-поисковых профориентационных методик. Она позволяет изучить основные характеристики любой профессии и построить формулу оптимальной для клиента профессии. Профессьянс можно применять и в работе со взрослыми, но больше всего она подходит для школьников и студентов, решающих вопрос о выборе профессии или специализации. Если вкратце выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий. Всего таких характеристик пять: цели труда (изобретать, обслуживать, транспортировать и др.), предмет (взрослые люди, знаковые системы, техника и др.), средства (ручные, автоматические, интеллектуальные и др.), условия и особые условия (лаборатория, открытый воздух, офис и др.).

Карточки выкладываются ряд за рядом. На первом ряду психолог объясняет правила работы: нужно разложить 9 карточек в порядке предпочтения. Если то, что написано на карточке, кажется по какой-то причине недоступным, психолог просит подростка перевернуть эту карточку обратной стороной. Затем по тому же алгоритму раскладываются остальные ряды карточек. Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по 1-2 самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты, однако важно, чтобы именно клиент проявил активность. Даже если варианты профессий или специальностей сразу подобрать не удастся, результат уже достигнут: клиент уходит озадаченным и, скорее всего, продолжит размышлять над итогами своей работы с карточками.

Итак, основная задача активизирующих методик - помочь клиенту самостоятельно задуматься о своих интересах, особенностях характера, способностях и выборах, поразмышлять о своем соответствии той или иной профессии, о том, как лучше себя реализовать. Их ключевая особенность в том, что клиент не получает готовых решений и до всего доходит сам.

Если вспомнить известную пословицу, "хочешь один раз накормить человека - дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбу ловить", то в нашем случае "накормить рыбой" - это давать советы о том, что подходит или не подходит, "как правильно", т.е. предлагать готовые решения. Активизирующие методики - как раз один из способов, который "учит ловить рыбу": они предоставляет клиенту средство анализа ситуации выбора, правила пользования им и ощущение ответственности за свой выбор. А это и есть самое главное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: