Долговечность двигателя определяется в основном постепенными отказами, причина которых – изнашивание ресурсных соединений, накопление усталостных повреждений в ресурсных деталях, изменение физико–механических свойств некоторых конструкционных элементов (резиновых уплотнительных устройств, деталей из неметаллических материалов, деталей из металлов, работающих в зоне высоких температур и т. д.). Для увеличения долговечности необходимо снижать скорость протекания этих процессов.
Снижение скорости изнашивания достигается смазыванием трущихся поверхностей деталей в подвижных соединениях и охлаждением деталей, находящихся в зоне высоких температур.
Смазочная система. Режим смазывания деталей зависит от функционирования смазочной системы двигателя. Основной параметр, характеризующий ее работу, – давление в главной масляной магистрали. Оно снижается по мере износа соединений двигателя, особенно подшипников коленчатого и распределительного валов (при одном и том же температурном и скоростном режимах). Поэтому давление масла в главной магистрали двигателя – косвенный (диагностический) параметр, оценивающий состояние ресурсных соединений двигателя.
Однако давление масла зависит и от неисправностей приборов и агрегатов непосредственно смазочной системы, таких, как масляный насос, манометр, сливной клапан (рис. 6.27).
Масло, подаваемое к соединениям, предварительно очищается от абразивных частиц и продуктов износа деталей, значительно влияющих на изнашивание соединений. Поэтому засоренность фильтров – неисправность смазочной системы, и ее необходимо периодически контролировать.
При диагностировании смазочной системы определяют техническое состояние масляного насоса и фильтра тонкой очистки.
Работоспособность масляного насоса оценивается по давлению в смазочной системе, для измерения которого применяют приспособление КИ–13936. Оно представляет собой контрольный манометр, при помощи переходников подсоединяемый к масляной магистрали (при этом также проверяют правильность показаний манометра, установленного на щитке приборов).
|
Рис. 6.27. Причины снижения давления масла в двигателе
Для определения степени загрязненности ротора центрифуги используют приспособление КИ–13956, представляющее собой специальный пружинный динамометр, снабженный индикатором часового типа. Для определения массы осадка в роторе необходимо снять его защитный колпак и на ось прикрепить динамометр. Усилие, необходимое для подъема ротора с осадком, фиксируется индикатором часового типа. Необходимость очистки ротора определяется по суммарной массе ротора с осадком. Для определения работоспособности центрифуги измеряют время выбега ротора после остановки двигателя (определяют по звуку вращения ротора), оно должно составлять не менее 35 с.
При ТО–1 следует проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить, промыть фильтр центробежной очистки масла (через одно ТО–1), слить отстой из фильтров. При ТО–2 надо слить масло из двигателя, промыть смазочную систему и залить свежее моторное масло.
Для промывки смазочной системы предназначена передвижная установка ОМ–2871А (ОМ–2871Б), с помощью которой при неработающем двигателе можно промыть под давлением масляные каналы блока цилиндров, коленчатого вала, масляного радиатора и других полостей. После окончания промывки в смазочную систему подают свежее масло из другого бака установки.
Давление масла при работающем двигателе контролируется специальным указателем, который есть на всех тракторах и автомобилях. Падение давления ниже допускаемого значения, которое указывается в инструкции для каждой машины, свидетельствует о неисправности в смазочной системе.
Таблица 6.8.