МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 п. СПИРОВО
Реферат.
Судьба моего прадедушки – часть истории
Моего посёлка, моей страны.
Работу выполнила: Васильева Мария,
8 класс, МОУ ООШ №1
п.Спирово
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи исследования………………………… 3 стр.
Никто не забыт. Ничто не забыто…………………… 4 стр.
Блокада Ленинграда. "Дорога жизни"………………. 5 - 7 стр.
Тяжелая послевоенная жизнь………………………… 8 стр.
Ровесник Октябрьской революции1917 года………... 9 стр.
Напоминание о войне………………………………….. 10 стр.
«Спировские известия»………………………………… 11 стр.
Заключение……………………………………………… 12 стр.
Выводы………………………………………………….. 13 стр.
Предъявление опыта…………………………………….14 стр.
Приложение ……………………………………………..15 стр.
Тема: «Судьба моего прадедушки – часть истории моего посёлка, моей страны».
Цель моего исследования:
изучить жизненный путь моего прадедушки Васильева Григория Алексеевича, осознать, насколько тесно его жизнь связана с историей государства и города, какой вклад внес он в их развитие.
Задачи:
1. Подробнее познакомиться с биографией близкого мне человека;
2. Записать воспоминания Васильева Григория Алексеевича – моего прадеда;
3. Познакомиться с различными источниками информации для уточнения фактов и терминов;
4. Изучить семейные фотографии;
5. Определить значимость человека на войне;
6. Раскрыть отношение прадедушки к профессии ……
Никто не забыт. Ничто не забыто.
Ранним утром, 22 июня 1941 года без объявления войны — Фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной, потому, что это была война во спасение Отечества! Великая Отечественная война круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью.
|
Она вошла и в дом моего прадедушки Васильева Григория Алексеевича. Родился он 26 октября 1917 года в деревне Большое Петрово Спировского района в крестьянской семье, в которой было четверо детей. Учился в церковно-приходской школе д. Саково, где закончил 4 класса. С раннего детства помогал родителям на сельхоз работах, с 15 лет работал на хлебопекарне Спировского райпо, подрабатывал на машинно-тракторной станции. Окончил школу механизации и 7 классов средней школы в г. Красный холм. Освоил профессию механика и в 1935г. запускал первые тракторы в колхозе д. Козлово. Полное среднее образование получил 1962 году, заочно при школе №8 п. Спирово.
В 1938 г. был призван в армию и оттуда в 1939 году был отправлен в Финляндию на защиту границы СССР. После окончания Финской войны (1939-1940) дослуживал в 29 артиллерийском полку в г. Гатчина, Ленинградской области.
Блокада Ленинграда. "Дорога жизни".
Когда прадедушке исполнилось 24 года, началась Великая Отечественная война. Самым тяжелым испытанием для него явилась Блокада Ленинграда. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!".
|
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".
Рота моего дедушки жила в сырых землянках на берегу Финского Залива. Они испытывали неимоверный голод. В сутки на каждого бойца выдавали по одному сухарику. От голода у солдат распухали ноги, руки не слушались. Даже наколоть дров, чтобы растопить печку, становилось практически невозможно… Ждать дольше было невыносимо. В Смольном был сформирован батальон обеспечения Дороги Жизни, в который и попал мой дедушка. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. На лёд вышли конные обозы. 18 ноября 1941 года Григорий Алексеевич вдвоем со своим командиром роты, Владимиром Ленортовичем, направились на первую разведку проверить толщину льда Ладожского озера, но попали в зону вражеского обстрела. Их машина начала уходить под лед, и дедушка с командиром лишь чудом успели выскочить из нее и спастись. На следующий день мороз усилился. Мой дедушка за рулем легендарной полуторки ГАЗ-2А во главе сотни машин роты отправились в путь через Ладожское озеро. Машины Дороги Жизни были максимально облегчены: с них снимали дверцы, второй ряд колес с задней оси и даже борта. Если ты не успевал молниеносно выскочить в дверной проем, когда машина начинала тонуть, то шансов выжить уже практически не оставалось. В этот день они потеряли около десятка машин и лишь немногие из ехавших в них солдат выжили, но роте удалось пересечь озеро и проложить Дорогу Жизни – дорогу длиной в сто пятьдесят километров! За рулем первой машины, которая дошла Дорогой Жизни, был мой дедушка. Они чудом остались живы, и их подвиг спас жизни тысяч жителей блокадного Ленинграда. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.
|
Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. 23 ноября в Ленинград завезли только 19 тонн продовольствия. Дело в том, что лед был хрупок; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, тем не менее, несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Помогли и морозы - если 25 ноября в город завезли 70 тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн. За это время затонуло 40 грузовиков.
Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942 г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.
В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. Дорога жизни была под особым контролем, но и на ней не обходилось без преступлений. Водители ухитрялись сворачивать с пути, расшивали мешки с продуктами, отсыпали по несколько килограммов и вновь зашивали. На пунктах приема хищения не обнаруживали - мешки принимали не по весу, а по количеству. Но если факт кражи доказывался, то водитель немедленно представал перед военным трибуналом, который обычно выносил смертный приговор.
Благодаря Дороге жизни, произошел срыв фашистских планов взять голодной блокадой город на Неве.