Механизм инновационного реформирования права




Реформа права — это комплекс радикальных изменений, затрагивающих как систему права, так и правовую систему в целом, в целях придания им цивилизованной формы и последующего функционирования в рамках правового государства и развитого общества. По мнению Г.В. Мальцева, под реформой права следует понимать осуществление серии целенаправленных преобразований, в результате чего происходит постепенное формирование новой правовой системы либо появление у действующей системы новых качеств, черт или существенных признаков.

Применительно к правовым отношениям понятию «реформа» присуща специфика, которая выражается в наличии инновационного процесса права. Инновационность заключается не столько в том, что в период реформ критикуется действующее законодательство или другие элементы правовой системы, осуществляется поиск им замены, сколько связана с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала.

История знает немало примеров реформирования права, которое происходит на протяжении вот уже более четырех тысяч лет. К числу первых известных реформ относятся реформы права древних государств Месопотамии. Уже в то время реформы несли нововведения (инновации). Так, «реформы Уруингины», правителя Лагаша (около 2400 г. до н.э.), в своем содержании были инновационными, в части, касающейся освобождения бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, защиты храмового имущества. Инновационность законов в Ур-Наммы заключалась в ранеисторическом развитии юридической техники: законы начинались с пролога, далее

следовало изложение законодательных нововведений, в частности об установлении системы меры и веса как гарантии о новых справедливых порядках.

Достаточно известная инновационная идея деления права на публичное и частное возникла на базе судебной практики и сформулирована в юриспруденции Рима. Привнесенная правовая новация имела под собой объективные различия в методах правового регулирования: первое носило императивный характер и включало в себя отношение власти — подчинения. В частном же праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении.

Инновационными изменениями в праве необходимо считать процессы, которые явились результатом революционных идей с последующим реформированием права в XVIII—XIX вв. Именно в этот период появились, были внедрены и в конечном итоге достигнуты этапа правовой диффузии идеи, связывающие закон, право, правосудие с основами человеческого бытия — со свободой отдельного, автономного человека (естественное право). Естественное право «выбрало» в качестве главного адресата своих требований существующую власть — недопустимость государственного произвола, а отсюда — утверждение и развитие в жизни общества начал народовластия. Посредством закрепления неотъемлемых прав человека были достигнуты свобода слова, неприкосновенность личности, право выбирать своих правителей.

Если говорить об инновационном процессе права, то следует констатировать, что существует достаточно много примеров реформирования средневекового европейского права, права других периодов его развития в различных странах, в т.ч. в России.

Таким образом, будучи связанными с глубинными изменениями в пластах общества, право в ходе реформ, с одной стороны, испытывало на себе влияние экономических, политических и иных общественных отношений, а с другой, с течением времени само воздействовало на подобного рода отношения. В свою очередь инновации в рамках реформы права исторически влияли не только на содержание права, развитие правовой системы, но и отражали перемены в государственном строе.

Между тем не всегда реформы права, проводимые в различных правовых системах, достигали установленных целей. В отдельных случаях на смену им приходили контрреформы или «накладывались» другие реформы права. Это зачастую приводило к дисбалансу внутри правовой системы, отторжению правосознания от других элементов правовой жизни. Непоследовательные, зачастую совершенно не подготовленные реформы права, основанные не на поиске инновационных элементов улучшения существующего правового механизма, а на возврате к существовавшим институтам, слепому копированию чужого правового опыта приводили к коррумпированному, «мертвому» правопорядку с элементами правового идеализма со стороны правотворческих органов и правовому нигилизму в правосознании граждан. В связи с этим возникает ряд вопросов к содержательной стороне реформы и механизму внедрения инновационных идей, которые реализуются в результате проведения реформы права.

Во-первых, существует ли кардинальное изменение внутри права, «несущее» инновационные элементы не посредством эволюционного развитии, а в результате скачкообразного перехода от одного состояния к другому? Во-вторых, в чем

проявляется «кардинальная» сторона реформы права: в предмете, методе, механизме инновационного процесса в пределах одной из форм — реформы права или в чем-то другом? В-третьих, в каких случаях и при каких обстоятельствах можно считать реформу положительной, а новое для правовой системы инновационным?

Многие авторы пытаются усилить или уменьшить значение реформы права, именуя тот или иной процесс категориями «радикальная реформа», «великая реформа права», «глубокое обновление». Так, С.С. Алексеев в терминологии идет дальше понятия «реформа права» и обосновывает явление «революция в праве». Именно как революционные можно рассматривать изменения в российском праве, происходившие в g конце XX в.: кардинальный пересмотр, кодификация и систематизация законодательства. Однако в конечном итоге революционное реформирование права привело к разрывам социально-экономических, политических и международных связей. Эта практика, а впоследствии теория фактически стали исходить из презумпции негодности и невозможности совершенствования действовавшего законодательства. Новые законы, не успев соприкоснуться с жизнью, превращались в правовые памятники.

Практически, «революционность» изменения права и все, что с ней связано (массированность разрушений права, лозунговость перемен, отсутствие предварительной подготовки и разъяснения сути изменений, подмена правовых идей политическими), не может считаться улучшением и рассматриваться как инновации в праве. «Все опыты улучшений и усовершенствований какого-либо рода только тогда бывают успешны и прочны, когда приводятся в действо не прыжками, а тихими размеренными шагами, по одной, зрело обдуманной и постоянно имеющейся в виду системе», — писал Д.Н. Блудов.

В ходе реформы инновационные идеи не должны подрывать основы действующего права, а сам процесс реформирования права должен носить эволюционный характер. Так, Н.Я. Соколов указывает на то, что реформа выступает способом эволюционного развития общества6. В свою очередь, революционное — это подрыв, кардинальное изменение не только элементов правового, но и государственного устройства (например, изменение формы государственного правления; переход к использованию инородных источников права, изменение формы существующего процесса судебной защиты прав) за довольно короткий промежуток времени.

Не стоит также отождествлять реформу права с эндогенной инновацией права и рецепцией права, т.к. реформа права в данном случае все-таки является «переломом» устоявшихся процессов правовой системы, сложившихся традиций правовой культуры. Именно подобного рода трактовка категории «реформа права» используется в историческом аспекте. Однако и полностью исключать использование иностранного опыта, рецепцию зарубежных и предыдущих элементов отечественного права не имеет практического смысла. Исходя из этого, эволюционные черты реформы права, на наш взгляд, заключаются в следующем.

Во-первых, инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов.

Во-вторых, инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление

правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм. Поэтому реформа предполагает постепенный и поэтапный процесс с учетом тщательного планирования, а в дальнейшем — отслеживания достигнутых результатов, необходимой корректировки задач по внедрению и правовому закреплению приемов и способов достижения целей.

Надо полагать, что методологически-правовое инновационное направление, включающее в себя новые принципы, новые методы изучения и познания права, новые методы и формы обсуждения и принятия нормативных правовых актов становится наиболее актуальным в период подготовки реформы права, выработки и обобщения правовых инновационных идей. Чем выше уровень, сложнее механизм внедряемых инноваций в право, тем тщательнее и соответственно продолжительнее с использованием ресурсов научного обеспечения происходит выработка инновационной идеи правовой реформы.

В-третьих, субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, регрессивное, стагнационное.

В первом случае для дальнейшего обновления права потребуется поддержка отдельных элементов правовой системы, в т.ч. с помощью рецепции или создания эндогенных составляющих права. В случае регресса или стагнации права возможны контрреформы права.

В-четвертых, реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.

Для права, правовой системы государства реформа, носящая инновационный характер, включает свой объем изменений, сроки проведения, период начала и окончания внедрения новых элементов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: