МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По выполнению практического занятия № 19
«Технические измерения. Составление карт микрометража основных деталей двигателя»
МДК 02.01
«Разработка технологических процессов, технической технологической документации»
Для учащихся по специальности
Автомобиле- и тракторостроение»
Разработал Сметанин В.Г.
Санкт-Петербург 2017
Методическое пособие содержит
1. Общие сведения.
2. Измерения и комплектование деталей для сборки двигателя.
3. Методика проведения занятия.
4. Рекомендуемая литература.
5. Средства обучения.
6. Приложение 1 - Карты микрометража.
7. Приложение 2 - Размеры основных сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов в эксплуатации двигателей автомобилей ВАЗ.
8. Приложение 3 - Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений.
Общие сведения
Контролем размеров и формы поверхностей деталей автомобиля определяют степень их износа или деформации. Для контроля применяют универсальный измерительный инструмент— микрометры, нутромеры, штангенциркули и др. Для выявления изменений геометрической формы деталей используют метод измерения в нескольких направлениях в поперечном сечении и нескольких поясах по длине. Затем результаты заносят в карту микрометража (Приложение1), сопоставляют с допускаемыми размерами (Приложение2), определяют овальность, бочкообразность, конусность и другие отклонения от правильной геометрической формы детали, а также оценивают возможность дальнейшего использования.
Измерения и комплектование деталей для сборки двигателя
Перед сборкой двигателя все детали промываются, производится их тщательный осмотр и контрольные замеры для определения их технического состояния и возможности их использования при сборке.
Если износ шеек коленчатого вала не превышает допустимого, то он комплектуется с вкладышами подшипников номинального размера. Если износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала больше допустимого, то он комплектуется коренными и шатунными вкладышами увеличенной толщины одного из ремонтных размеров, определяемых по наиболее изношенной из коренных и из шатунных шеек. При этом производится перешлифовка коренных и шатунных шеек вала под размеры соответствующих комплектов ремонтных вкладышей.
При невозможности ремонта коленчатого вала он заменяется на новый и комплектуется вкладышами номинального размера, а перед установкой в блок цилиндров производится его балансировка в сборе с маховиком и сцеплением.
При необходимости замены деталей поршневой группы производится подбор поршней к цилиндрам (гильзам) по размерам таким образом, чтобы между гильзой и поршнем обеспечивался оптимальный зазор, равный 0,05...0,07 мм. Для этого производится измерение цилиндра в нескольких поясах по высоте в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью индикаторного нутромера (рисунок1).
Рисунок 1 - Измерение цилиндров индикаторным нутромером: а — установка нутромера на ноль по калибру, б — проведение замера, в — пояса замеров; А и В — направления измерений; 1, 2, 3, 4 — номера поясов
Глубина поясов для замера цилиндров двигателей приведена в таблице1.
Установка нутромера на ноль при измерении диаметра цилиндров производится с помощью калибра.
Таблица 1 - Пояса для замеров цилиндров двигателей
№ пояса замера | Глубина пояса замера от верхней плоскости блока (гильзы) цилиндров двигателей, мм, моделей | |||
ВАЗ-2108 | МеМЗ-245 | ВАЗ-2105, | УЗАМ-331, | |
-2106 | -412 | |||
— |
Измерение диаметра поршня производится только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу на расстоянии от днища поршня 51,5 мм у двигателя ВАЗ-2108, 52, 4 мм — у двигателя ВАЗ-2106 и на расстоянии 22,5 мм от нижнего торца юбки поршня — у двигателей УЗАМ-З31 и -412. Подбор поршней к цилиндрам производится без поршневых колец при комнатной температуре. Помимо размеров поршни, устанавливаемые на один двигатель, должны подбираться по массе. Массы самого легкого и самого тяжелого поршней на двигателе не должна различаться более чем на 2,5...3,0 г, в связи с чем поршни при изготовлении сортируются по массе на соответствующие группы и имеют необходимую маркировку.
В одном цилиндре должны быть установлены поршень, поршневые кольца, палец и шатун одной размерной группы. Массы поршневых комплектов (поршень, поршневой палец, поршневые кольца и шатун) разных цилиндров одного двигателя не должны различаться между собой по массе более чем на 8 г. Шатуны, устанавливаемые на один двигатель, также не должны отличаться по массе более чем на 8 г. При необходимости замены одного шатуна производится его подгонка по массе путем снятия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.
Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двигателях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил нажимом большого пальца в отверстие поршня (рисунок 2, а) и не выпадал из него под действием собственной массы (рисунок 2, б), а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршневой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (рисунок 3), а в отверстие поршня входить после нагрева последнего в воде до 60...85°С.
Рисунок 2 - Установка поршневого пальца (а) и проверка его посадки (б)
Рисунок 3 - Проверка правильности подбора поршневого пальца к втулке малой головки шатуна
Рисунок 4 - Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ в верхнюю головку шатуна с помощью оправки: 1 — рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 — поршневой палец; 3 — направляющая; 4 — дистанционное кольцо
После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигатели). Для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна и в поршень на двигателях ВАЗ применяется специальная оправка (рисунок 4). Поршневые кольца подбираются к цилиндрам в соответствии с их размерами по зазору в замке кольца, вставленного в соответствующий цилиндр двигателя (рисунок 5, а) и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (рисунок 5, б). Зазоры, рекомендуемые при подборе поршневых колец, приведены в таблице 2.
Рисунок 5 - Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне (б): 1 — поршневое кольцо; 2 — щуп; 3 — блок цилиндров двигателя; 4 — поршень
Таблица 2 - Зазоры, рекомендуемые для подбора поршневых колец
Двигатель | Зазор в замке кольца, установленного в калибре или в цилиндре | Зазор, мм, между кольцом и канавкой поршня по высоте кольца | |
компрессионного | маслосъемного | ||
ВАЗ-2108 | 0,25…0,4 0,25…0,5 *1 | 0,04...0,0075*2 0,03...0,0065*3 | 0,02...0,055 |
МеМЗ-245 | 0,21...0,55 0,9...1,5*1 | 0,045...0,077*2 0,025...0,057*3 | — |
ВАЗ-2105, -2106 | 0,03...0,45*2 0,25...0,4*3 | 0,045...0,077*2 0,25...0,057*3 | 0,020...0,0052 |
УЗАМ-331, -412 | 0,35...0,45 | 0,06...0,87*2 | 0,041...0,068 |
ЗМЗ-402 | 0,3...0,5 0,3...0,7*1 | 0,05...0,082 | 0,135...0,335 |
*1 Маслосъемное кольцо.
*2 Верхнее компрессионное кольцо.
*3 Нижнее компрессионное кольцо