Измерения и комплектование деталей для сборки двигателя




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По выполнению практического занятия № 19

«Технические измерения. Составление карт микрометража основных деталей двигателя»

МДК 02.01

«Разработка технологических процессов, технической технологической документации»

Для учащихся по специальности

Автомобиле- и тракторостроение»

Разработал Сметанин В.Г.

Санкт-Петербург 2017


 

Методическое пособие содержит

 

1. Общие сведения.

2. Измерения и комплектование деталей для сборки двигателя.

3. Методика проведения занятия.

4. Рекомендуемая литература.

5. Средства обучения.

6. Приложение 1 - Карты микрометража.

7. Приложение 2 - Размеры основных сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов в эксплуатации двигателей автомобилей ВАЗ.

8. Приложение 3 - Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений.

 

 


Общие сведения

 

Контролем размеров и формы поверхностей деталей ав­томобиля определяют степень их износа или деформации. Для контроля применяют уни­версальный измерительный инструмент— микрометры, нутро­меры, штангенциркули и др. Для выявления изменений геомет­рической формы деталей используют метод измерения в несколь­ких направлениях в поперечном сечении и нескольких поясах по длине. Затем результаты заносят в карту микрометража (Приложение1), сопоставляют с допускаемыми размерами (Приложение2), определяют овальность, бочкообразность, конусность и другие отклонения от правиль­ной геометрической формы детали, а так­же оценивают возможность дальнейшего использования.

 

Измерения и комплектование деталей для сборки двигателя

 

Перед сборкой двигателя все детали промываются, произво­дится их тщательный осмотр и контрольные замеры для опреде­ления их технического состояния и возможности их использова­ния при сборке.

Если износ шеек коленчатого вала не превышает допустимо­го, то он комплектуется с вкладышами подшипников номинально­го размера. Если износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала больше допустимого, то он комплектуется коренными и ша­тунными вкладышами увеличенной толщины одного из ремонт­ных размеров, определяемых по наиболее изношенной из корен­ных и из шатунных шеек. При этом производится перешлифовка коренных и шатунных шеек вала под размеры соответствующих комплектов ремонтных вкладышей.

При невозможности ремонта коленчатого вала он заменяется на новый и комплектуется вкладышами номинального размера, а перед установкой в блок цилиндров производится его баланси­ровка в сборе с маховиком и сцеплением.

 

При необходимости замены деталей поршневой группы про­изводится подбор поршней к цилиндрам (гильзам) по размерам таким образом, чтобы между гильзой и поршнем обеспечивался оптимальный зазор, равный 0,05...0,07 мм. Для этого производится измерение цилиндра в нескольких поясах по высоте в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью индикаторного нутромера (рисунок1).

 

 

 

Рисунок 1 - Измерение цилиндров инди­каторным нутромером: а — установка нутромера на ноль по ка­либру, б — проведение замера, в — пояса замеров; А и В — направления измерений; 1, 2, 3, 4 — номера поясов

Глуби­на поясов для замера цилиндров двигателей приведена в таблице1.

Установка нутромера на ноль при измерении диаметра цилиндров производится с помощью калибра.

 

 

Таблица 1 - Пояса для замеров цилиндров двигателей

№ пояса замера Глубина пояса замера от верхней плоскости блока (гильзы) цилиндров двигателей, мм, моделей
  ВАЗ-2108 МеМЗ-245 ВАЗ-2105, УЗАМ-331,
      -2106 -412
         
         
         
       

 

Измерение диаметра поршня производится только в плоскости, перпендикулярной поршневому паль­цу на расстоянии от днища поршня 51,5 мм у двигателя ВАЗ-2108, 52, 4 мм — у двигателя ВАЗ-2106 и на расстоянии 22,5 мм от нижнего торца юбки поршня — у двигателей УЗАМ-З31 и -412. Подбор поршней к цилиндрам производится без поршневых ко­лец при комнатной температуре. Помимо размеров поршни, ус­танавливаемые на один двигатель, должны подбираться по мас­се. Массы самого легкого и самого тяжелого поршней на двига­теле не должна различаться более чем на 2,5...3,0 г, в связи с чем поршни при изготовлении сортируются по массе на соответству­ющие группы и имеют необходимую маркировку.

В одном цилиндре должны быть установлены поршень, поршневые кольца, палец и шатун одной размерной группы. Массы поршневых комплектов (поршень, поршневой палец, поршне­вые кольца и шатун) разных цилиндров одного двигателя не до­лжны различаться между собой по массе более чем на 8 г. Шату­ны, устанавливаемые на один двигатель, также не должны отли­чаться по массе более чем на 8 г. При необходимости замены одного шатуна производится его подгонка по массе путем сня­тия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.

Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двигателях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил нажимом большого пальца в отверстие поршня (рисунок 2, а) и не выпадал из него под действием собственной массы (рисунок 2, б), а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршневой палец должен от усилия пальца руки вхо­дить в верхнюю головку шатуна (рисунок 3), а в отверстие поршня входить после нагрева последнего в воде до 60...85°С.

 

 

Рисунок 2 - Установка поршневого пальца (а) и проверка его посадки (б)

 

 

Рисунок 3 - Проверка правильности подбора поршневого пальца к втулке малой головки шатуна

 

 

 

 

Рисунок 4 - Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ в верхнюю головку шатуна с помощью оправки: 1 — рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 — поршневой палец; 3 — направляющая; 4 — дистанционное кольцо

 

 

После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигатели). Для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна и в поршень на дви­гателях ВАЗ применяется спе­циальная оправка (рисунок 4). Поршневые кольца подби­раются к цилиндрам в соответ­ствии с их размерами по зазо­ру в замке кольца, вставленного в соответствующий цилиндр двигателя (рисунок 5, а) и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (рисунок 5, б). Зазоры, ­ рекомендуемые при подборе поршневых колец, приведены в таблице 2.

 

 

 

Рисунок 5 - Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне (б): 1 — поршневое кольцо; 2 — щуп; 3 — блок цилиндров двигателя; 4 — поршень

 

 


Таблица 2 - Зазоры, рекомендуемые для подбора поршневых колец

Двигатель   Зазор в замке кольца, уста­новленного в калибре или в цилиндре Зазор, мм, между кольцом и канавкой поршня по высоте кольца
компрессионного маслосъемного
ВАЗ-2108 0,25…0,4 0,25…0,5 *1 0,04...0,0075*2 0,03...0,0065*3 0,02...0,055
МеМЗ-245 0,21...0,55 0,9...1,5*1 0,045...0,077*2 0,025...0,057*3
ВАЗ-2105, -2106 0,03...0,45*2 0,25...0,4*3 0,045...0,077*2 0,25...0,057*3 0,020...0,0052
УЗАМ-331, -412 0,35...0,45 0,06...0,87*2 0,041...0,068
ЗМЗ-402 0,3...0,5 0,3...0,7*1 0,05...0,082 0,135...0,335

*1 Маслосъемное кольцо.

*2 Верхнее компрессионное кольцо.

*3 Нижнее компрессионное кольцо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: