Иностранный капитал в экономике империи




Доклад

 

на тему: Развитие Османской империи в XIX веке

.

 

Выполнил:

студент 4 курса группы «Из» _______ ________ А.М. Рокина

дата подпись

 

Руководитель:

к.и.н., доцент _______ ________ Д. В. Кузнецов

дата подпись

 

Благовещенск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Османская империя в начале XIX века……………………...………………2

2. Начало периода Танзимата….……………………...…….……………....….2

3. Реформы 50-60 годов……………………..……..……………………….….3

4. Иностранный капитал в экономике империи………………………….…..4

5. Рост национального самосознания ………...............................................5

6. Режим зулюма……..…………………………………………………………6

7. Начало деятельности младотурков………………………………………...8

9. Литература…………………………………………………………………….9

 

Османская империя в начале XIX века

Кризис империи, становившийся все более очевидным с XVIII в., достиг своего апогея в начале XIX в. Реформы Селима III и Махмуда II на рубеже XVIII–XIX вв. были отчаянной попыткой покончить с пережитками тянувшей страну в средневековье военно‑ленной системы. Кое‑чего они помогли добиться, но последующий ход событий и, в частности, военные успехи Мухаммеда Али Египетского, поставившего Порту (этим термином в Европе обозначали султанское правительство и Османскую империю в целом) на грань военного краха, свели результаты второго тура реформ практически на нет.

От полной гибели империя была спасена лишь в результате вмешательства держав, не желавших этого: неизбежно вставал вопрос об обширном наследстве владений империи в Европе, больной вопрос о проливах, на которые претендовала Россия, что категорически не устраивало другие страны, прежде всего Англию. Уже летом 1839 г. державы официально объявили, что берут Порту под свое «коллективное попечение», а Лондонская конференция, ультимативно потребовавшая от Мухаммеда Али отказаться от плодов его побед, в 1840 г. узаконила это коллективное попечительство, причем у нового султана Абдул‑Меджида (1839–1861) не было иного выхода, как принять его.

Острый внутриполитический и экономический кризис, военное поражение, давление держав, успешно добивавшихся все новых уступок и льгот, – все это ставило перед новым султаном и его советниками, наиболее известным из которых был Решид‑паша, нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ. Требовались радикальные преобразования, и именно к ним управители империи вынуждены были прибегнуть. Очередной тур реформ (1839–1870) получил наименование Танзимата («реформы», «преобразования»).

Начало периода Танзимата

Опубликованный в ноябре 1839 г. Гюльханейский хатт‑и‑шериф гласил, что новый султан ставит своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для осуществления этой программы в начале 40‑х годов был проведен ряд реформ в сфере администрации (создание меджлисов, т. е. совещательных органов с участием немусульман при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление уголовного и коммерческого кодексов), образования (создание системы светских школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и развития экономики.

Реформы вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны духовенства, ревностных приверженцев ислама. В трансформации традиционной системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и соответственно к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими как крушение основ. Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, не принадлежавших к числу турок и вообще мусульман: попытка уравнять в правах немусульман с мусульманами встретила наибольшее сопротивление в стране. В результате так и не был изменен порядок призыва на военную службу (армия по‑прежнему комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к «святым местам» в Палестине, что в конечном счете явилось поводом для Крымской войны 1853–1856 гг. По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа была для нее пирровой, ибо истощила казну и положила начало драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение танзиматских реформ.

 

Реформы 50-60 годов

Реформы 50–60‑х годов сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин‑миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а шариатские суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего право на владение недвижимостью.

Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али‑паши и Фуад‑паши, советников Абдул‑Меджида и его преемника Абдул‑Азиза I (1861–1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи – османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.

Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% – единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо‑французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков.

 

Иностранный капитал в экономике империи

Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.

Иностранный капитал добился в сельском хозяйстве страны особых прав. Так, было создано Управление табаками Осман­ской империи, которое получило от Порты монополию на производство и экс­порт турецкого табака. Управление стало полновластным хозяином в табаковод­ческих районах империи. Деятельность этой организации явилась наглядным свидетельством экономического закабаления Османской империи иностранным капиталом. Будучи заинтересованным в дешевом сельскохозяйственном сырье, иностранный капитал стремился к сохранению обеспечивающих эту дешевизну полуфеодальных и феодальных методов эксплуатации крестьянина Османской империи.

В конце XIX в. продолжались, в связи с ростом железнодорожной сети и все большим вовлечением Османской империи в мировой товарооборот, развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве и дальнейшее становление капиталистических отношений. Но поскольку все это происходило преимущест­венно под внешним воздействием, а не в результате развития внутреннего рынка страны, процесс возрастания зависимости сельского хозяйства Османской импе­рии от иностранного капитала еще более усиливался.

В годы правления Абдул-Хамида II промышленность страны, обладавшей огромными природными богатствами, была по-прежнему в жалком состоянии. Но­вым было лишь то, что к концу столетия добывающую промышленность уже «освоили» иностранные, главным образом английские и французские, компании, которые завладели многими концессиями на разработку полезных ископаемых (добычу каменного угля, разработку залежей борацитовых руд, меди и марган­ ца). И здесь, как и в сельском хозяйстве, иностранные концессионеры, получая высокие прибыли за счет льготных условий концессий и крайней дешевизны ра­бочей силы, совершенно не проявляли заботы о техническом прогрессе.

Сталеплавильных и машиностроительных заводов Османская империя не имела. В конце XIX в. во всей империи было лишь пять литейных и железоделательных мастерских, всего шесть лесопильных предприятий. В стране было не­сколько десятков небольших хлопчатобумажных, ковровых и суконных фабрик, ряд предприятий мукомольной промышленности, а также государственные во­енные заводы Стамбула. Все промышленные предприятия были сосредоточены в Стамбуле, Измире и ряде крупных городов европейской и прибрежной части азиатской Турции. Остальные районы империи промышленности в современном смысле слова вообще не имели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: