Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования.




Проектная деятельность обучающихся

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной задачи.

Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь л ичностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Работа над проектом осуществляется по алгоритму:

Этапы Содержание этапа Краткое описание работы на этапе
  Подготовительный 1.Формирование темы 2.Проблема 3.Объект исследования 4.Предмет исследования 5.Гипотеза 6.Цель 7.Задачи 8.Определение продукта Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
  Планирование 1.Этапы и сроки 2.Источники информации 3.Способы сбора информации 4.Распределение обязанностей Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
  Исследование 1.Сбор информации 2.Основные инструменты 3.Выводы по результатам Сбор и уточнение информации
  Результаты 1.Оформление проектной работы (продукта) 2.Анализ работы (рефлексия) Назначение работы Выполнение проекта, оценка, согласование целей/задач и результата/продукта
  Подготовка к защите 1. Электронная презентация 2. Публичное выступление 3. Стендовая защита Выбор формы защиты, подготовка материалов к защите
  Защита в выбранной форме 1.Защита проекта   Защита проекта

Вывод.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является:

· наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,

· этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта)

· реализации проекта,

· его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

· проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

· целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

· самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

· представление результатов своей деятельности и хода работы;

· презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

· поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

· практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

· выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

· проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования.

 

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым:

материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видео материалы и т.д.),

информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

 

Полезная информация

Основные термины:

ПРОБЛЕМА – 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний

ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения.

ЗАДАЧИ – это то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца

ЦЕЛЬ – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

 

Виды проектов:

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Продукт – сборники сочинений, видеофильмы, театрализации, альбомы, стенгазеты, произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства и т.п.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

 

Виды проектов по количеству участников:

Личностные (индивидуальные)

Парные

Групповые

 

Основные этапы проектной деятельности:

Поисковый:

· Определение темы проекта

· Постановка вопросов по проблеме

· Постановка цели

Аналитический:

· Анализ имеющейся информации

· Сбор и изучение новой информации

· Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы

Практический:

· Выполнение запланированных технологических операций

· Текущий контроль качества

· Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

Презентационный:

· Подготовка презентационных материалов

· Презентация работы

· Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т.д.)

Контрольный:

· Анализ результатов выполнения проекта

· Оценка качества выполнения проекта

 

Формы продуктов проектной деятельности:

Альбом, газета, плакат, гербарий, журнал, коллекция, костюм, макет, наглядные пособия, книжка-раскладушка, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, учебное пособие, видеофильм, медиа-презентация, публикация, реклама, экскурсия, диалог исторических и литературных персонажей, поделка, фотоальбом, задачник и т.д.

Формы презентации проектов:

Демонстрация медиа-презентации, макета, журнала, альбома...

Защита реферата

Сюжетно-ролевая игра или экскурсия

Демонстрация учебного пособия и т.д.

Оформление проектной папки:

Введение, в котором описывается актуальность и важность выбранных проблем для участников проекта

Вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета

Программа действий по проекту, промежуточные отчеты

Результаты исследований

Эскизы, чертежи, наброски продукта

Материалы к презентации (сценарий, фото,...)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: