Техническое обслуживание типовых узлов и механизмов подъемно–транспортных машин




Грузоподъемные механизмы (домкраты, лебедки, тали, кран–балки) широко применяются как вспомогательное оборудование для перемещения машин и сборочных единиц при осуществлении технического обслуживания и текущего ремонта во внутрицеховых и полевых условиях. Они предназначены для вертикального, а в некоторых случаях и для горизонтального перемещения грузов и могут быть с ручным или электроприводом.

Домкраты – это простейшие грузоподъемные устройства с подвижным толкателем, подводимым под груз и поднимающим его на небольшую высоту. По конструкции различают винтовые, реечные, гидравлические (поршневые и беспоршневые) и клиновые домкраты.

Винтовые домкраты обладают свойством самоторможения, так как снабжены винтом с резьбой прямоугольного профиля. Конструкция такого домкрата позволяет фиксировать груз на высоте с высокой точностью. Грузоподъемность винтовых домкратов достигает 50 т, высота подъема груза до 0,6 м, скорость подъема 15...35 мм/мин при КПД, составляющем 0,3...0,4.

Реечные домкраты применяются для подъема низко расположенных грузов массой до 6 т. Для предотвращения самопроизвольного опускания толкателя на рукоятке закреплен храповой механизм. Высота подъема груза не превышает 0,6 м, а КПД составляет 0,7...0,8. При захвате груза кронштейном грузоподъемность домкрата уменьшается вдвое из–за внецентренного приложения нагрузки.

Гидравлический поршневой домкрат представляет собой цилиндр с поршнем, верхний конец которого подводится под груз. Поршень выдвигается за счет нагнетания в цилиндр рабочей жидкости из гидробака при помощи плунжера, приводимого в движение рукояткой. Перетекание жидкости обратно предотвращается клапанами, а регулируется перепускным клапаном. Для предотвращения подтекания жидкости плунжер и поршень снабжены уплотняющими манжетами. Грузоподъемность гидравлических Домкратов достигает 750 т, высота подъема – 0,4 м, КПД составляет 0,85...0,90.

Беспоршпевые гидравлические домкраты поднимают грузы массой до 200 т на высоту нескольких сантиметров (в зависимости от своих габаритных размеров) и используются в труднодоступных местах и стесненных условиях; в основном при ликвидации завалов и подъеме аварийной техники с целью обеспечения последующей строповки ее грузоподъемными кранами.

Клиновой домкрат состоит из корпуса, в котором при помощи винта перемещается клин со встроенной гайкой, поднимая опорную плиту клинообразного сечения. Такие домкраты, обеспечивающие небольшую высоту подъема (10...15 мм), позволяют достаточно точно фиксировать груз, поэтому они применяются для выверки ориентации оборудования в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Грузоподъемность их не ограничена и лимитируется массой оборудования и габаритными размерами самого домкрата.

Перед началом работы следует убедиться в исправности домкрата, обращая особое внимание на состояние и действие устройств, предотвращающих его самопроизвольное опускание. В процессе эксплуатации головка домкрата, установленная в нижнее положение, подводится под ту часть груза, которая при опоре на домкрат должна обеспечить ему наибольшую устойчивость. Домкрат должен устанавливаться на надежное основание (бетонные плиты, брусья или доски). Поднимать и опускать груз следует плавно, наблюдая за тем, чтобы давление на домкрат осуществлялось вдоль оси. Основные правила, которые должны выполняться в процессе эксплуатации домкрата, сводятся к следующему: при подъеме груза реечным домкратом собачка должна находиться на храповике; не допускается перегрузка домкрата; запрещается наращивать ручку или рукоятку домкрата и избегать возникновения усилий, превышающих расчётные для винта или рейки; при возвращении штока» гидравлического домкрата в исходное положение необходимо очистить его от пыли и грязи.

Лебедки – это грузоподъемные механизмы, в которых тяговое усилие создается наматыванием каната или цепи на барабан. Различают лебедки с ручным и механическим приводом. По способу передачи движения к барабану они могут быть зубчато–фрикционными и редукторными. Лебедки используют для подъема и перемещения грузов на расстояние от десятков до сотен метров.

Лебедки с ручным приводом (рис. 9.3, а) представляют собой простые и надежные механизмы, развивающие тяговое усилие до 10 к–Н. Канатоемкость их барабанов достигает 300 м. Для работы в стесненных условиях применяются ручные рычажные лебедки (рис. 9.3, б) с тяговым усилием до 30 кН. Лебедки с электроприводом (рис. 9.3, в) развивают тяговое усилие до 125 кН при канатоемкости барабанов 80...100 м.

Зубчато–фрикционные лебедки могут быть с конусными, ленточными или дисковыми фрикционными муфтами и ленточными тормозами.

Редукторные лебедки состоят из основания, электродвигателя, соединительной муфты электродвигателя с редуктором (которая одновременно является шкивом колодочного тормоза), редуктора, соединительной муфты редуктора с барабаном и барабана на подшипниковых опорах.

Перед началом работы необходимо осмотреть и опробовать лебедку на холостом ходу, убедиться в надежности всех ее соединений, исправности тормоза, зубчатых передач и целости стальных канатов (тросов). Подъем груза следует осуществлять плавно, наблюдая за тем, чтобы витки каната правильно ложились на барабан. Перед установкой груза на место частота вращения барабана должна быть снижена до минимума во избежание удара груза об опорную поверхность.

Полиспасты являются основным тяговым органом грузоподъемных механизмов и предназначены для увеличения тягового усилия канатных подъемных устройств по сравнению с усилием, развиваемым на барабане

лебедки. При этом уменьшается скорость подъема груза. Полиспасты состоят из одного или группы (обоймы) неперемещаемых блоков, закрепляемых на опоре, и одного или нескольких перемещаемых блоков, к которым при помощи крюка крепится груз. Такая сборочная единица называется крюковой обоймой. Блоки огибаются канатом, один конец которого закреплен на верхней или нижней обойме, а другой через отводные ролики крепится на барабане лебедки. При выборе полиспаста следует учитывать, что его грузоподъемность увеличивается по сравнению с тяговым усилием каната лебедки примерно во столько раз, на сколько нитей подвешена крюковая обойма. Во столько же раз уменьшается и скорость подъема груза по сравнению со скоростью навивки каната на барабан.

Перед началом работы полиспаст осматривают и опробывают, причем особое внимание обращают на состояние стальных канатов, а в процессе работы – на вращение блоков. При заедании блоков резко снижается коэффициент полезного действия полиспаста, увеличивается требуемое тяговое усилие и возрастает износ каната.

Тали представляют собой грузоподъемные механизмы, смонтированные в едином корпусе с приводом и предназначенные для подъема и горизонтального перемещения груза.

Ручные тали (рис. 9.4, а) позволяют поднимать груз массой до 10 т на высоту до 4 м. При подъеме груза натягивают приводную закольцованную цепь 7 и заставляют вращаться приводное колесо 6, которое, в свою очередь, через червяк начинает вращать червячное колесо 4 со звездочкой 3. Через звездочку перекинута грузовая цепь 1 для подъема крюковой обоймы с крюком 8 для подвески груза. Червячный механизм обеспечивает стопорение груза на данной высоте.

Рис. 9.3. Лебедки с ручным приводом (а), ручная рычажная (б) и электрическая редукторная подъемная (в): 1 – рукоятка; 2 – большое зубчатое колесо; 3 – стяжной болт; 4 – щека; 5 – барабан; 6 – храповое колесо с собачкой; 7 – протягивающее устройство; 8 – тормозное устройство; 9 – электродвигатель; 10 – металлическая рама; 11 – редуктор

Рис. 9.4. Тали ручная (а) и электрическая (б): 1 – цепь для подъема груза;

Тормозное устройство; 3 – звездочка; 4 – червячное колесо; 5 – крюк для подвешивания тали; 6 – приводное колесо; 7 – цепь привода тали; 8 – крюк для подвешивания груза; 9 – токоприемник; 10 – механизм привода ходовых катков; 11 – панель кнопочного управления двигателями; 12 – канатный барабан; 13 – электродвигатель подъема и опускания груза; 14 – ходовая тележка; 15 –монорельс

В электрических талях (рис. 9.4, б) механизм подъема приводит в движение электродвигатель 13, облегчая труд рабочих, увеличивая скорость подъема, грузоподъемность, а следовательно, и производительность. Тали могут быть стационарными или передвижными, с ручным либо механическим (электрическим) приводом, продольным или поперечным расположением барабана и ходовыми тележками различных конструкций. На рис. 9.4, б таль подвешена на монорельс 15 на роликах ходовой тележки 14. Электричество здесь подается от трехфазного источника тока с помощью токоприемника 9, питающего электродвигатель подъема – опускания груза 13, и механизма привода ходовых канатов 10.

Тали применяются в ремонтных цехах, а также на складах, открытых погрузочно–разгрузочных и ремонтных площадках. Грузоподъемность электротали достигает 5 т при скорости подъема груза 3...18 м/мин и скорости горизонтального перемещения до 30 м/мин.

Кран–балка (кран консольный) применяется в закрытых производственных цехах и отделениях, а также на крытых площадках–эстакадах и складах запасных частей и сборочных единиц. Это грузоподъемное устройство представляет собой металлическую конструкцию в виде балки–консоли, один конец которой крепится к вертикальной колонне, которая может вращаться в подпятнике, размещенном на фундаменте, или к стене при помощи шарниров. Для обеспечения жесткости конструкции второй конец консоли и нижняя часть колонны соединяются раскосом. По консоли перемещается электрическая таль, осуществляя подъем и перемещение груза. Вращение колонны осуществляется вручную воздействием на перемещаемый груз.

Основным грузозахватным устройством грузоподъемных машин является крюк. Различают однорогие и двурогие крюки. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков зависят от типа крана и рода привода грузоподъемного механизма. Допускается также применение пластинчатых крюков. Во избежание соскальзывания такелажной оснастки однорогие крюки оснащаются предохранительными замками. Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т (за исключением крюков специального назначения), должны устанавливаться на упорных подшипниках качения. Гайки крепления кованого или штампованного крюков для кранов грузоподъемностью более 5 т, а также гайка крепления вилки пластинчатого крюка к траверсе для исключения самопроизвольного свинчивания укрепляются стопорной планкой. Иные способы крепления гаек допускаются только, если они предусмотрены нормативными документами. На грузовых крюках обязательно наносят; клеймо предприятия–изготовителя и их грузоподъемность. В случае отсутствия этих обозначений крюки к эксплуатации не допускаются. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия–изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: