Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
7(19) июля 1893г. родился в с. Багда'ди, Грузия. Предки по материнской и отцовской линии - казаки. У Маяковского было две сестры: Людмила и Ольга. Свободно владел грузинским языком
Учился в Московской гимназии, но был исключен:
Грамматикам учи дурней и дур мы
Меня ж из пятого вышибли класса.
В Москве познакомился с революционно настроенными студентами. В 1908-1909г. трижды арестовывался. Провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.
В 1911 г. Поступил в Московское училище живописи и зодчества. Начинает писать и публиковать свои стихи.
1915г. – встреча и влюбленность в Лилю Брик.
1919г. Начинает работать в РОСТА (рос сийское т елеграфное а генство)
1930г., 14 апреля покончи жизнь самоубийством в Москве.
1922-1924г. Несколько путешествий по Европе.
1925г. – самое длительное путешествие по Америке, читает стихи и доклады.
1925-1928г. – много ездит по СССР, выступает.
1928г. – едет во Францию (покупка автомобиля для Лили Брик). Знакомство с Татьяной Яковлевой. Любовь всей жизни. Просит уехать с ним в СССР, но Татьяна ненавидит новый режим, боится советской России и остается во Франции. Впоследствии выходит замуж за виконта.
Маяковский уезжает, оставив перед этим весь свой гонорар в цветочном магазине, чтобы они ежедневно дарили цветы Татьяне, чтобы она не чувствовала себя одинокой. Тогда он еще не знал, что они виделись в последний раз.
Знакомство с Вероникой Полонской, актрисой театра. Это была не любовь, а скорее соломинка для утопающего. Он умолял её оставить мужа, переехать жить к нему, но она, естественно, отказалась.
1929г. – выход в свет сатирической пьесы «Баня», которая вызвала травлю поэта.
В его творчестве начинают звучать трагические нотки. Маяковский стал неудобен властям, прозвучали высказывания, что он «не пролетарский поэт». Поэт пытался провести выставку, посвященную 20-летию его творчества, но выставку проигнорировали. В Политехническом музее, на встрече с читателями, где собралась в основном молодежь, было много хамских выкриков в адрес поэта. В какой-то момент он не выдержал, сел на ступеньки, опустил голову на руки и так сидел.
1930г. – неудачи в личной жизни, разочарование в революции, в поэзии, в людях, во времени – во всем. 14 апреля 1930г. После долгого разговора с Вероникой, Маяковский выстрелил себе в сердце.
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят- "инцидент исчерпан",любовная лодка разбилась о быт.Я с жизнью в расчете и не к чему переченьвзаимных болей, бед и обид.(Товарищи, не считайте меня малодушным).
Особенности лирики.
· Маяковский нарушает традиционный стих и использует лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька».
· Применял ошеломляющие метафоры, неологизмы, гиперболы: («грудь ис-пешеходили», «Вот — я, весь боль и ушиб», «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души»).
· Маяковский заявил, что старый поэтический язык изжил себя ("слова разлагаются, как трупики"), и нужен новый, демократический язык ("улица корчится безъязыкая, ей нечем разговаривать"). Маяковский ввел в поэзию язык улицы.
Мотивы лирики Маяковского
1. В ранних произведений В. Маяковского есть общая тема: человек большой любви, человек «для сердца» оказывается ненужным, осмеянным. В них боль из-за лжи и подлости окружающего мира. («мостовая моей души изъезженной» «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…»). Вместо людей он видит странных существ, лишенных человеческого облика:
(«Два аршина безликого розоватого теста …» или «Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жирок…»)
2. Громада-любовь (я бы всех в любви своей выкупал)
Герой-романтик: «у меня в душе ни одного седого волоса
и старческой нежности нет в ней;
мир огромив мощью голоса
иду красивый двадцатидвухлетний»,
«Я себя заводом чувствую, вырабатывающим счастье»)
3. Поэт – это горлан-главарь, боец, он "должен кастетом кроиться миру в черепе", он должен бороться за переустройство несовершенного мира. Стих должен обладать взрывной, действенной силой. Маяковскому была чужда поэзия услаждающая, в которой одни барышни, любовь и цветочки в росе.
М. Цветаева: «Маяковский ничего не боялся, он стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало… Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших. Маяковского нужно вместе читать… всем залом».
4. Поэтому с тих Маяковского всегда энергичен, резок, антиэстетичен, грубоват («посылаю к чертям свинячим все доллары всех держав», «улица присела и заорала: «Идемте жрать», «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковины вещей» Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир)5. Образ поэта-гражданина. Гражданственность его поэзии – это отклик на современные ему события. Поэт призван убирать «плевки» с тротуара, быть «ассенизатором».
6. Маяковский, конечно, не мог не думать о назначении поэта. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот, он задает вопрос в стихотворении "Послушайте!" (1914):
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, и свет ее служит ориентиром людям. Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества.
7. У самого Маяковского призывная сила поэзии неотделима от задушевности, он умел найти нежное "человечье" слово.
8. Трудность поэзии:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
1000 тонн словесной руды.