Главный принцип – соблюдение интересов ребенка




Правила общения с ребенком с ОВЗ

Основная работа по воспитанию и обучению ребенка с особенностями развития ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира ребенок с особенностями развития может пройти только вместе с близкими.

Это потребует от родителей и близких ребенка большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители ребенка с особенностями развития не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.

Прекрасно можно понять близких детей с особенностями развития, понимая, в какой нелегкой ситуации они находятся. Я лишь родителей думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка

Родителям ребенка с особенностями развития важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать.

Близким ребенка с особенностями развития придется в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.

 

Думаю, что все ясно, что главное во взаимодействии с ребенком – это общение с ним. Для того, чтобы помочь своему ребенку открыть окно в мир, чему-то научить его, попытайтесь строить свое общение на основе трех правил.

Правило 1. Всегда ловите интересные моменты в жизни, которые она иногда преподносит вам; не упустите их и не торопитесь. Именно в такие необычные моменты вы становитесь ближе своему ребенку.

Правило 2. Создавать ситуации, в которых ребенок будет вас учить. Для наших детей чувство того, что они тоже могут кого-то научить – это основа компенсации психических расстройств; это основа развития веры в себя!

Правило 3. Комментируйте свои действия,

Вводите новые слова,

Которые не просто называют предмет, но обозначают его признаки (большой, высокий, круглый, толстый...), действия (приехала, отъехала, подъехала, въехала... машинка).

Ваши комментированные действия – это эффективный способ развития речи.

Все время общения с ребенком должно быть подчинено следующим принципам.

Не навязывайте себя ребенку, если вы решили с ним поиграть или чему-то научить. Если по каким-то причинам вашему ребенку не хочется делать то, что вы ему предлагаете, постарайтесь заинтересовать его или отложите это занятие до лучших времен.

Настройтесь на общение с ребенком сами, будьте эмоционально приветливы не только внешне, но и внутренние; готовы ко всем «закидонам» ребенка и знаете, как их использовать в занятии; сделайте заготовки сюрпризов и т.п.

Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

Где найти ребенку тот оазис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, какой он есть – маленьким, неуклюжим, беспомощным – равным себе и другим – таким же значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.» Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого будет у них психического здоровья, гармоничного развития. Перестанем же давать оценки ребенку – как отрицательные, так и положительные.

Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например, сказать «как сияют глазки у Колиного зайчика» предпочтительнее, чем заметить, что «зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля», или похвалить, что «руками Коля очень правильно показывает».

На занятиях в режиме естественного развития ребенка не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

Не сравнивайте ребенка с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях, только тога механизм подражания у ребенка сработает эффективно. Ребенок сам себе выберет пример для подражания, который ему придется по душе.

Не выражайте свои симпатии и внимание к ребенку в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может навредить. Ребенок может привыкнуть к подобному обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Либо, наоборот, будет бояться такого обращения, страшиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично.

Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по сине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.

Избегайте длинных объяснений или бесед, т.к. зачастую они просто недоступны детям.

Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможно оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка – все заняты и никому нет дела до него?

Учите ребенка доводить начатое дело до конца! Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки …) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, убрал игрушку на место и т.д. Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое. Однако, надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудности. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Как, ты уже убрал все игрушки (нарисовал…)? Какой ты у меня молодец! Повторение «ситуации радости» будет вызывать у него желание завершить начатое дело до конца – сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: «Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!».

Учитесь планировать свой день и время ребенка.

Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и учить ребенка в течение недели наблюдать, как он проводит свои часы и минуты (было бы неплохо, если бы для начала и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: