ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ И РИТУАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ




 

АЛАТЫРЬ — «всем каням камень», центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, также — скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и «малым студеным камнем». По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена с законами Сварога.

АЛКОНОСТ — светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на «крае моря» семь дней стоит безветренная погода.

БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы Земун.

БЕРЕЗАНЬ — райская местность, одна из Рипейских гор, также название острова, подобного острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.

БОГУМИР — прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей.

БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА — супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

БУЯН — райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову.

ВЕДЫ— «ведение», священная книга древних славян. Также книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана — Авеста.

ВЕЛЕС — бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, бог — Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси — он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси — один из верховных небесных богов.

ВИЙ — царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.

ВОЛХ — бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства — Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения.

ВОРОН — олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного Змея, один из творцов мира — сотворил ущелья, горы.

ГАМАЮН — птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса — бога мудрости. Посланник богов — она пропевает книгу «Песен». Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся «под самым востоком солнца близ рая».

ГОРЫНЯ — горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.

ГРИФОН — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство.

ДАЖЬБОГ — один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей «через корову Земун». Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы.

ДАСУНЬ — темное царство, населенное дасу — демонами, или представителями неарийских, неславянских племен.

ДИВА-ДОДОЛА (Перунница) — супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.

ДНЕПР — бог реки Днепра, отец русалки Роси.

ДОЛЯ — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

ДУБЫНЯ — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.

ЖЕЛЯ — от слова «жалеть», божество похоронного обряда, сестра Карны.

ЖИВА — богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла Дажьбога от своей сестры — Марены.

ЗЕМУН — небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Ирия.

ЗЛАТОГОРКА — великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.

ИНДРА — «владыка», главный бог ведического пантеона. Громовержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.

ИНДРИК-ЗВЕРЬ — царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.

ИРИЙ (Вырий, Сварга) — славянский рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги. По Ирию течет молочная река.

КАРНА — от слова «карить» — божество похоронного обряда, сестра Жели.

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Трипетович) — сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также — славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.

КИЙ — сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.

КИСЕК — один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея.

КРИВДА — богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды.

ЛАДА — женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада — матерь богов, она же — рожаница, спутница Рода, «матерь — Родиха», помогающая при родах. Защищает верующих перед Богом.

МАГУР — птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой книге.

МАКОШЬ — мать счастливого жребия. Вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она — пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мойрам. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.

МАРЕНА (Мармара) — богиня смерти, зимы, вторая супруга Дажьбога. Украдена Кащеем Трипетовичем, впоследствии — его жена и противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.

МАТЕРЬ СВА — птица, инкарнация Великой Матери — Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — богиня земли, плодородия, подобная греческой Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.

МОГОЛ — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.

НАВЬ — темная сила, управляющая миром, одновременно — загробный мир, «тот свет». Также — философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви.

НЕДОЛЯ — богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу, Соколам — птицам верховных светлых богов.

ОРЕЛ — птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.

ОРЕЙ — мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от «арий» — «пахарь». Отец Кия, Щека и Хорива.

ПАТАР ДЫЙ — бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту.

ПЕКЛО — славянский Аид, или ад. В разное время им правили различные Змеи и чудовища — Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей. Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару (самый глубокий уровень), Эребу (подземному пекельному царству), и собственно Аиду — надземной местности перед входом в подземное царство (эта местность и есть — темное царство).

ПЕРАСКЕЯ — Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом — первая жена Волха. Убита Велесом.

ПЕРУН — Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фольклоре — Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера, Чудо-Юдище — Поддонного царя.

ПРАВДА — богиня, олицетворение светлых сил, противница Кривды.

ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир. Это понятие подобно саттве индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гармония).

РА — река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.

РАРОГ — сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла. Рарог, согласно народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.

РИПЕЙСКИЕ горы — мифические горы, где находится сад Ирия. Известны по греческим-скифским и индийским мифам.

РОД — Главный бог славянского пантеона, творец — «родитель» вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был заключен в «мировом яйце», потом он разбил его. Род — наименее персонифицированное божество славянского пантеона — «отец и мать всех богов».

РОСЬ — дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей (через Дажьбога). Потому мы — сыны Дажьбога и «русские», то есть — потомки Роси.

САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ — поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми расположен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.

СВАРОГ — мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает «поднебесную», достает с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог — небесный кузнец. Когда он ударил молотом по «бел горюч камню», родился бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им законы. Он супруг Лады и отец многих богов.

СВЕНТОВИТ — бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в городе Араконе.

СВЯТОГОР — сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. Подобен греческому Атланту.

СЕМАРГЛ — согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он победил Черного Змея — Морского царя. Он — бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами.

СИРИН — темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея — то есть царя подземного мира. Сирин — от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает.

СКИПЕР-ЗВЕРЬ — царь надземного Пекла, (у греков Аида). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.

СМОРОДИНА — огненная река между светлым и темным царством. Видимо, соответствует Дону, либо — Кубани.

СТРАТИМ (Страфиль) — в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море.

СТРИБОГ-Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

СУРИЦА — напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии — дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля).

СУНЕ, СУРЬЯ — Солнце, божество солнца.

ТРИГЛАВ — ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Сварога, Перуна и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

УСЫНЯ — великан, охраняет проход в пекельное царство.

УТОЧКА — птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя — сатаны.

ФИНИСТ — сокол, птица-воин, инкарнация бога войны — Волха, защитник Руси.

ХВАНГУР — одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о Голубиной книге.

ХМЕЛЬ — растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.

ХОРИВ — (Горовато) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге — прародитель славянского племени хорват.

ХОРС — бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ — воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство, подобное греческому Тартару.

ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ — царь подводного мира, и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен Перуном на морское дно.

ЩЕК — (Пащек) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов (согласно Велесовой книге).

ЮША — Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных говорах, родственные имена — Яша, Ящер. Славянский «родственник» индийского змея Шеши.

ЯВЬ — светлая сила, управляющая миром, одновременно — сам этот светлый мир, «белый свет». Также — философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави.

ЯРИЛО — сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга.

ЯСУНЬ — понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

 

КАЛЕНДАРЬ

 

25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным, наступает 21(22) декабря. (Клубок четырнадцатый.) По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды Календ брал начало Новый год. Далее — святки.

Замещен Рождеством Христовым. Содержание: свадьба Дажьбога и Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.

31 декабря и далее — «неделя праотцов».

6 января. День Кащея и Велеса. Радогощ (?). (Клубок пятнадцатый.)

Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.

Далее — пост. Воспоминания о том, как Дажьбог шел в кащеево царство и о Великом Переселении народов (клубок шестнадцатый).

24 февраля. День Велеса. Замещен днем «Власия — сшиби рог с зимы».

29 февраля. День Кащея. (клубок двенадцатый, пятнадцатый и шестнадцатый.)

Замещен днем святого Касьяна.

1 марта — день Марены. (Клубок четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый.)

Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (т. е Марену!) на вилы».

14 Марта. Новый год. Овсень малый (?). Первая встреча весны. Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. (Клубок первый). Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднования римского Нового года — «Календ» в январе («и первый святой Коляда», см. ниже). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке II, 11б первым назван белояр — либо март, либо — скорее, апрель (иначе — произойдет недопустимое смешение месяцев, например: купала — июль-июнь придется на май, и т. п.).

7 апреля. День Масленицы-Марены. Красная гора (?). Весеннее равноденствие. (Клубок шестнадцатый.) Согласно астрономическим данным весеннее равноденствие: день равен ночи, — наступает 20(21) марта, но срок был смещен из-за несовершенства календарных систем.

Этот праздник сдвинут Пасхой и замещен праздником Благовещания. Содержание: сожжение Масленицы-Марены, золотые яйца (пасхальные), отпускают птиц на волю. Разливы рек напоминают о Великом Потопе (об этом дне вспоминают и в день Марьи-зажги снега — 2 апреля). После — пост.

6 мая. День Дажьбога, или — Овсень большой(?). Встреча весны. (Клубок семнадцатый.) Дата может быть перенесена на воскресенье, либо — пятницу (для почитающих Макошь).

Этот праздник наложился на «Юрьев день». Содержание: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога — прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом.

Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог — Весне не уйти. Дажьбог весну начинает — Перун лето кончает.

22 мая. Ярилин день, семик. (Двенадцатый клубок). Замещен праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного, теплого. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея.

Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового — с Ярилы.

1-7 июля — русальная неделя.

7 июля. Купала. Летнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным летнее солнцестояние наступает 20(21) июня. (Клубок четвертый, пятый, шестой и десятый.)

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером. Купание — воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день (и всю «русальную» неделю до Купалы) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси — рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала (древнее — Кополло-Аполлон) — это одно из имен Дажьбога.

В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы.

27 июля. Отбор жертв Перуну. Далее — русалии.

2 августа. Перунов день. (Клубок седьмой, десятый, тринадцатый.) Дата может быть перенесена на воскресенье, или пятницу. Перед Перуновым днем празднуют семик (?).

Праздник замещен семиком и днем Ильи пророка. Содержание: семик — сговор Перуна и Дивы. День Ильи Пророка — свадьба Перуна на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик срывают венки — обряд посвящения девушек в женщины.

Перун лето кончает.

8 августа(?). Начало жатвы.

21 августа. День Стрибога. (Клубок второй)

Замещен днем Мирона-Ветрогона. Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

28 августа. Успение Златогорки. (Клубок одиннадцатый.) Может быть перенесена на воскресенье и пятницу.

Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября. День Волха Змеевича. (Клубок девятый.)

Замещен днем Симеона Столпника.

Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

22(23) сентября. Осеннее равноденствие. Поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалось первая встреча Дажьбога и Марены. (Четырнадцатый клубок.) Может быть, этот день, а не 1 марта, назывался Овсенем малым.

10 ноября. День Макоши. (Клубок второй.) Может быть перенесен на пятницу.

Замещен праздником Параскевы Пятницы. Также наложился на праздник Кузьмы-Демьяна (14 ноября).

21 ноября день Сварога и Семаргла. (Клубок первый и второй.) Замещен праздником Михаила архангела.

9 декабря. День Дажьбога и Марены. Замещен «Юрием холодным».

 

 

* * *

 

Все даты в предлагаемом календаре приведены по новому стилю (Григорианскому календарю). Русь пережила несколько календарных реформ. Переход к Юлианскому календарю был совершен Петром Первым в 1700 году, Григорианский календарь был принят в 1918. В результате древние русские праздники, приуроченные к определенным астрономическим датам, были сдвинуты. Видимо, их следует праздновать не согласно церковному или гражданскому календарю, а согласно традиционному-астрономическому.

Календарные праздники — Новый год, начало осени, видимо, следует праздновать по современному календарю, то есть — 1 марта (день Марены в таком случае следует передвинуть) и 1 сентября.

Отмечались ли в Древней Руси праздники, связанные с пасхальным циклом, — неизвестно. По крайней мере, сохранились древнерусские имена у праздников, ныне связанных с Пасхой: Масленица, Красная Гора, Радуница.

Пасху отмечают в первый воскресный день после первого весеннего новолуния. Этот праздник приходится в 1993 году на 18 апреля, 1994 — 1 мая, 1995 — 23 апреля, 1996 — 14 апреля, 1997 — 27 апреля, 1998 — 19 апреля, 1999 — 11 апреля, 2000 — 30 апреля.

Масленицу ныне празднуют за семь недель до Пасхи. Красную гору — в воскресенье на светлой неделе, первой неделе после Пасхи. Радуницу (древний Радогощ?) — во вторник на фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности — неизвестно.

Сохранилось лишь упоминание об этих праздниках в Велесовой книге: «И первый святой — Коляда, а другие — Яр и Красная гора и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского…» Известно также, что во время Радогоща (дощечка III 22) поздней осенью, или зимой славяне вспоминали праотцов.

 

 

* * *

 

Приведем названия месяцев из славянских народных календарей (в скобках названия из Велесовой книги):

Январь: др. рус. — просинец, стужайло, укр. — сечень, белор. — студень, (студич).

Февраль: др. рус. — снежень, сечень, межень, лютень, бокогрей, укр. — лютий, белор. и поль. — лютый, (ледич).

Март: др. рус. — сухый, протальник, капельник, зимобор, березозол, белор. — соковик, (лютич)

Апрель: др. рус. — березозол, снегогон, цветень, водолей, ручейник, белор. — красовик, (белояр).

Май: др. рус. — травень, травник, ярец, (ладо).

Июнь: др. рус. — кресень, изок-кузнечик, червень, хлеборост, разноцвет, скопидом, укр. и белор. — червец, (купало).

Июль: др. рус. — червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень, белор. и поль. — липень, литов. — лиепас, (сенич).

Август: др. рус. — жнивень, серпень, густырь, хлебосол, зарев, разносол, (житнич).

Сентябрь: др. рус. — вересень, хмурень, ревун, зоревик, белор. и укр. — вересень, листопадник, златоцвет, (венич).

Октябрь: др. рус. — позимник, листопад, грудень, грязник, желтень, укр. — жовтень, белор. — кастрычник, (зернич).

Ноябрь: др. рус. — грудень, листогной, полузимник, укр. и белор. — листопад, (овсенич).

Декабрь: др. рус. — студень, студный, стужайло, хмурень (просич).

Самые устойчивые названия: январь — студень, февраль — снежень, март — зимобор, апрель — березозол, май — травень, июнь кресень, июль — червень, август — серпень, сентябрь — вересень, октябрь — желтень, ноябрь — грудень, декабрь — хмурень.

 

Литература

 

Русские Веды:

Классические работы.

1. Азбуковники XVI–XVII в. Л. С. Ковтун. «Наука», Л., 1989.

2. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М., 1859.

3. Афанасьев А. Н.Народные сказки. 3 т. «Наука», М., 1984.

4. Барсов. Е.В. Народные предания о миротворении. В кн. «Чтения в обществе истории древностей российских при Московском Университете». Кн. 4, отд. IV, c. 25–31. М., 1886.

5. Барсов Е. В. Причитания северного края. Ч1. М., 1872.

6. Безсонов П. Калъки перехожiе. 2 т. М., 1861-63.

7. Безсонов П. Белорусскiе песни и подробными объяснениями их творчества. М., 1871.

8. Буслаев Ф. Дополнение ко 2 тому «Сказаний» Сахарова. Отд. IV, кн.1, с.23. М., 1850.

9. Варенцова В. Сб. русских духовных стихов. СПб., 1860.

10. Виноградов Н. Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр. СПб, 1908.

11. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, изданные А.Ф. Гильфердингом в 1871 г. «Изд. АНСССР», 3 т., М.-Л., 1949.

12. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. «Сев. зап. кн. изд.», Архангельск, 1983.

13. Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899–1901 г. 3 т. СПб., 1910.

14. Даль Вл. О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа. СПб.-М., 1880.

15. «Животная книга» духоборцев. В кн. «Материалы к истории и изучению русского сектантства.» Под ред. Бонч-Бруевича. Вып.2. СПб. 1912 г.

16. Киреевский П. В. Собрание народных песен. «Приокское кн. изд.» Тула, 1986.

17. Киреевский П. В. Собрание народных песен. 2 т. «Наука», Л., 1986.

18. Кирша Данилов. Древние российские стихотворения. «Изд. АНСССР», М.-Л., 1958.

19. Космография 1670 г. СПб., 1875-81.

20. Песни, собранные Н. Н. Рыбниковым. 3 т. «Карелия», Петрозаводск, 1989-91.

21. Познанский Н. Ф. Заговоры. Петроград, 1917.

22. Романов Е. Р. Белорусский сборник. 1-2в. Киев,1885; 5 в. Витебск, 1891; 6 в. Могилев, 1901; 8 в. Вильна, 1912.

23. Русские сказки в ранних записях и публикациях XVI–XVIII в. «Наука», Л., 1971.

24. Слово о полку Игореве. «Худ. лит.», М., 1985.

Былины:

25. Былины. «Верхне-волж. кн. изд.», Ярославль, 1970.

26. Былины. «Лениздат», Л., 1984.

27. Былины. «Сов. пис.», Л., 1986.

28. Былины. «Совр.», М., 1986.

29. Былины. «Совр.», М., 1991.

30. Былины. «Ср. ур. кн. изд.», Свердловск, 1987.

31. Былины. «Худ. лит.», М., 1986.

32. Былины. Киевский цикл. «Днiпро», Киев, 1982.

33. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. «Дет. лит.», М., 1986.

34. Былины и песни Алтая. «Алт. кн. изд.», Барнаул, 1989.

35. Былины и песни Южной Сибири. «Новосиб. обл. гос. лит. изд.», Новосибирск, 1952.

36. Былины Печоры и Зимнего берега. «Изд. АНСССР», М. — Л., 1961.

37. Былины Севера. 2 т. «Изд. АНСССР», М.-Л., 1938-51.

38. Былины Сибири. «Изд. Том. Универ.», Томск, 1968.

39. Былины сказочного содержания. «Худ. лит.», М., 1958.

40. Былины М. С. Крюковой. Летописи, в.6–8. «Изд. лит. музея», М., 1941.

41. Героическая русская былина. «Малыш», М., 1967.

42. Добрыня Никитич и Алеша Попович. «Наука», М., 1974.

43. Три богатыря былины. «Худ. лит.», М., 1967.

44. Онежские былины. «Изд. лит. музея», М., 1948.

Песни:

45. Исторические песни. Баллады. «Совр.», М., 1991.

46. Исторические песни. Баллады. «Совр.», М., 1986.

47. Лирика русской свадьбы. «Наука», Л., 1973.

48. Народные песни Брянщины. «Приокское кн. изд.», Брянск, 1972.

49. Обрядовая поэзия Пинежья. «Изд. МГУ», М., 1980.

50. Песенный фольклор Мезени. «Наука», Л., 1967.

51. Песни Печоры. «Изд. АНСССР», М.-Л., 1963.

52. Песни и сказки Пушкинских мест. в.1. «Наука», Л., 1979.

53. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. «Худ. лит.», М., 1984.

54. Русская народная поэзия. Лирическая. «Худ. лит.», Л., 1984.

55. Русская свадебная поэзия Сибири. «Наука», Новосибирск, 1984.

56. Русское народное творчество. «Учпедгиз», М., 1963.

57. Русские народные баллады. «Совр.», М., 1983.

58. Русские народные песни. «Правда», М., 1988.

59. Русские народные песни. «Сов. писатель», Л., 1988.

60. Русские народные песни. «Совр.», М., 1984.

61. Русские народные песни Астраханской области. «Наука», М., 1978.

62. Русские народные песни Карельского поморья. «Наука», Л., 1971.

63. Русские плачи. «Сов. пис.», Л., 1937.

Сказки:

64. Бой на калиновом мосту. Русские народные сказки. «Лениздат», Л., 1985.

65. Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. «Наука», М.-Л., 1964.

66. Великорусские сказки Пермской губернии. сб. Д. К. Зеленина. «Правда», М., 1991.

67. Диво-Дивное. Русские народные сказки. «Совр.», М., 1988.

68. Русские народные сказки. «Гянджик», Баку, 1990.

69. Русские народные сказки. «Дет. лит.», М., 1991.

70. Русские народные сказки. 2 т. «Совр.», М., 1987.

71. Русские сказки. «Худ. лит.» М., 1967.

72. Русские сказки Восточной Сибири. «Вост. Сиб. кн. изд.», Иркутск, 1985.

73. Русские сказки Забайкалья. «Вост. сиб. кн. изд.», Иркутск, 1989.

74. Сказки терского берега Белого моря. «Наука», Л., 1970.

75. Русские волшебные сказки Сибири. «Наука», Новосибирск, 1981.

76. Русские народные сказки Карельского поморья. «Карелия», Петрозаводск, 1974.

77. Русские народные сказки Сибири о богатырях. «Наука», Новосибирск, 1979.

78. Русские сказки из сб. А. Н. Афанасьева. «Правда», М., 1987.

79. Русские сказки. «Укиткуш», Ташкент, 1986.

80. Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова. М.-Л., 1961.

81. Сок волшебного дерева. «Верхневолжское кн. изд.», Ярославль, 1988.

82. Народные русские сказки из сб. Афанасьева. «Худ. лит.», М., 1977.

Сборники:

83. Гой еси вы, добры молодцы. Русское народное поэтическое творчество. «Молодая гвардия», М., 1979.

84. Голубиная книга. «Рабочий», М., 1991.

85. Древнерусская притча. Сер. «Сокровища древнерусской литературы». «Советская Россия», М., 1991.

86. Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания. «Кн. изд.», Куйбышев. 1978.

87. Живая вода. Сборник русских песен, сказок, пословиц, поговорок. «Дет. лит.», 1977.

88. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. «Наука сиб. отд.», Новосибирск, 1981.

89. Каспийские легенды и сказы. «Ниж. волж. кн. изд.», Волгоград, 1969.

90. Легенды и мифы Севера. «Совр.», М., 1985.

91. Легенды, предания бывальщины. «Совр.», М., 1989.

92. Меткое слово. Песни. Сказки. «Перм. кн. изд.», Пермь, 1964.

93. Нижегородские предания и легенды. «Волго-Вят. кн. изд.», Горький, 1971.

94. Памятники литературы Древней Руси IX–XII в. «Худ. лит.», М., 1989.

95. Песни, сказки, частушки. «Приволжское кн. изд.», Саратов, 1969.

96. Песни, сказки, пословицы, поговорки. «Вологодское кн. изд.», Вологда, 1960.

97. Повесть о Горе-Злостчастии. «Наука», Л., 1984.

98. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, игры, гадания, сценки, причитания. «Худ. лит.», М., 1986.

99. Северные предания (Беломорско-Онежский регион). «Наука», Л., 1978.

100. Сказки, песни, частушки, присловья. «Лениздат», Л., 1982.

101. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Сост. Г. Г. Шаповаловой и Л. С. Лавреневой. «Наука», Л., 1985.

102. Традиционный фольклор Владимирской деревни. «Наука», М., 1972.

103. Традиционный фольклор Новгородской области. Песни, причитания. «Наука», Л., 1979.

104. Фольклор Русского Устья. «Наука», Л., 1984.

Арийские Веды:

105. Авеста. «Адиб», Душанбе, 1990.

106. Аполлодор Афинский. Мифологическая библиотека. «Наука», Л., 1972.

107. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. пер. Церетелли. «Мецниереба», Тбилиси, 1964.

108. Атхарваведа. «Наука», М., 1989.

109. Бхагават-гита как она есть. «Бхактиведанта Бук Траст.» М.-Л.-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели, 1990.

110. Геродот. История в 9 книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратоновского. «Наука», Л., 1972.

111. Гесиод. «Работы и дни» и «Теогония». СПб., 1885.

112. Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. М.-Л., 1935.

113. Гомер. Одиссея. Пер. Жуковского. М.-Л., 1935.

114. Гомер. Одиссея. Пер. Н. И. Гнедича. «Правда», 1984.

115. Гомер. Одиссея. Пер. П. А. Шуйского. «Уральск. гос. унив.», Свердловск., 1948.

116. Калевала. «Карелия». Петрозаводск., 1989.

117. Латышские народные сказки. Волшебные сказки (2 т.). «Зинатне», Рига, 1967.

118. Латышские дайны. «Худ. лит.», M., 1985.

119. Литература Древнего Востока. «Изд. МГУ», М., 1984.

120. Махабхарата. Горец. в3. «Ылым», Ашхабад, 1985.

121. Махабхарата. Кн.1–6. «Изд. АНСССР», М.,-Л. 1950–1967.

122. Ригведы. Мандалы I–IV. «Наука», М., 1985.

123. Овидий. Метаморфозы. «Гослитиздат», М.-Л., 1938.

124. Овидий Навои Публий. Метаморфозы. пер. С. Шервинского. «Худ. лит.» М., 1977.

125. Песни южных славян. «Худ. лит.», М., 1976.

126. Сербский эпос. «Academia», 1933 г.

127. Фирдуоси. Шах-Наме. 2 т. «Изд. АНСССР», М., 1957.

128. Цветок папортника. Литовские мифологические сказания. «Вага», Вильнюс, 1989.

129. Эдда.(Беовульф. Старая Эдда. Песнь о нибелунгах.) Пер. Ю. Корнеева. «Худ. лит.», М., 1975.

130. Югославские народные сказки. «Худ. лит.», М., 1991.

Иные источники:

131. Абхазские народные сказки. «Алашара», Сухуми, 1985.

132. Античная литература. Греция. Антология. чI, II, «Высшая школа», 1989.

133. Библия. Ветхий и Новый Завет. Хельсинки, 1989.

134. Вельтман А. Ф. Кащей Бессмертный. 1833.

135. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. «Прогресс», М., 1992.

136. Грузинские сказки. «Заря востока», Тбилиси, 1956.

137. Казахские народные сказки. «Жазушы», Алма-ата, 1983.

138. Каталог гор и морей. (Шань Хуань Цзин). «Наука», М., 1977.

139. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. «АНС-ПРИНТ», М., 1990.

140. Кун Н. А. Мифы Древней Греции. «Таджик. Энцикл.», Ашхабад, 1988.

141. Максимов В. Туры мои златорогие. «Дет. лит.», Л., 1989.

142. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. «Изд. АНСССР», М.-Л., 1956.

143. Сказания о нартах. Эпос народов Кавказа. «Наука», M., 1969.

144. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. «Чечено-игнушское кн. изд.», Грозный, 1986.

145. Сказки бабушки Любы. Фольклорная запись. Гороховец-Сокольское, 1981.

146. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. «Наука», М., 1989.

147. Эпос о Гильгамеше. Пер. В. К. Афанасьевой. «Наука». М., 1961.

148. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. «Наука», M., 1987.

149. Я открою тебе сокровенное слово. Пер. с аккад. В. К. Афанасьевой. «Худ. лит.», М., 1981.

Литература по ведической культуре:

150. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы на стыке Востока и Запада. «Наука», М., 1965.

151. Авдеева К. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842.

152. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки и детский фольклор. М., 1957.

153. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

154. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. 3 т. М., 1869.

155. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., «Совр.», 1983.

156. Барашков А. И. Будет ли конец света? «Знание» сер. Знак вопроса. № 10, М., 1991.

157. Барашков А. И. Гибель Атлантиды. «Наука и религия». № 9-12. 1991.

158. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. «Наука», Л., 1988.

159. Болонев Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. «Наука», Новосибирск, 1978.

160. Васильев М. А. Боги Хорс и Семаргл восточнославянского язычества. В кн. Религии мира. (История и современность). Ежегодник. «Главн. ред. вост. лит.» М., 1989.

161. Веселовский А. М. Разыскания в области русского духовного стиха. — ИОРЯС, XV, 1889.

162. Вей М. К. К этимологии древнерусского «Стрибог». Вопр. языкознания, n 3., 1958.

163. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913.

164. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. «Наука», М., 1987.

165. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. «Наука», М., 1987.

166. Грошев В. Д. Календарь российского земледельца. «МСХА», М., 1991.

167. Древнерусское искусство (художественная культура Новгорода). «Наука», М., 1968.

168. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

169. Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. «Наука», Новосибирск, 1988.

170. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. «Наука» Новосибирск. 1988.

171. Жегалова С. К. Русская народная живопись. «Просв.», М., 1974.

172. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. «Наука», М., 1974.

173. Калугин В. Герои русского эпоса. «Совр.», М.,1969.

174. Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1901.

175. Культура Древней Руси. «Наука» М., 1966.

176. Лазарев В. Искусство Новгорода. «Искусство», М.-Л., 1947.

177. Леннрот Э. Путешествия Элиаса Леннрота. Дневники. «Карелия», Петрозаводск, 1985.

178. Липец В. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.

179. Лихачев Д. С. Русские летописи. «Изд. АНСССР», М., 1947.

180. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. «Учпедгиз», М., 1957.

181. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

182. Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. «Наука», М., 1986.

183. Макашина Т. С. Ильин день и Илья пророк в народных представле3иях и фольклоре восточных славян. Обряды и обрядовый фольклор. «Наука», М., 1982.

184. Мандельштам И. Опыт объяснения обычаев индоевропейских народов, созданных под влиянием мифа. Ч1. СПб., 1882.

185. Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси. — Избр. раб. т.5. «Гос. соц. экон. изд.», М.-Л., 1935.

186. Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. «Наука», М., 1970.

187. Мельниченко Г. Г. Хрестоматия по русской диалектологии. «Просв.», М., 1985.

188. Мифы народов мира. 2 т. «Сов. Энциклопедия», М., 1982.

189. Мысль, вооруженная рифмами. «Изд. Лен. унив.», Л., 1983.

190. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. «Правда», М., 1991.

191. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. «Наука», Л., 1974.

192. Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси. «Изд. МГУ», М., 1991.

193. Очерки истории СССР. IX–XIII вв. М., 1953.

194. Письма из деревни. «Совр.», М., 1987.

195. Предания и мифы Средневековой Ирландии. «Изд. МГУ», М., 1991.

196. Пропп В. Я. Русская сказка. «Изд. Лен. унив.» Л., 1984.

197. Пропп В. Я. Русский героический эпос. «Гослитиздат», М., 1958.

198. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. «Изд. Лен. унив.», Л., 1970.

199. Пряник, прялка и птица Сирин. «Просв.», М., 1983.

200. Путилов В. Н. Русский и южнославянский героический эпос. «Наука», М., 1971.

201. Русская демократическая сат<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: