МБОУ «Гимназия» города Абакана




Гилева Оксана Ивановна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия» города Абакана

«Конкурсный маршрут как условие личностного роста учащегося»

«Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей».

(В.А. Сухомлинский)

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, фестивалях, исследовательских и проектных работах.

Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.

Почему же так происходит: интерес к обучению, к участию в конкурсах от класса к классу уменьшается, многие дети начинают лениться, их старательность уменьшается, авторитет преподавателя падает. В чем причины подобного явления? Ведь изначально дети приходят в школу с ярко выраженным желанием учиться, и у большинства из них имеется устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности. Так в 5 «а» классе в конкурсе «Русский медвежонок» участвовало 95% учащихся, в 6 «а» -80 %, а в 8 «а» - только 30 %. Исследования психолога М. Ф. Морозова обнаруживают, что сам по себе интерес к явлениям и событиям окружающего мира от класса к классу не только не угасает, но продолжает развиваться, становясь все более напряженным и весомым, более сложным по содержанию. Однако этот интерес, по-видимому, недостаточно удовлетворяется в школе.

Причины падения интереса к обучению, к участию в творческих конкурсах весьма разнообразны. Чтобы уметь противодействовать им, следует четко представить главнейшие мотивы обучения как деятельности, их «потребностную» природу.

Формирование мотивации - это решение вопросов воспитания личности. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Но есть дети, которых не надо мотивировать, они сами проявляют интерес к конкурсам и олимпиадам. Это и Анцупова Настя - 8б (победитель олимпиады по русскому языку в 7, 8 классах, и Скорик Юля - 8в (призер олимпиады по русскому языку в 8 классе), и Иптышева Алика (победитель конкурса «Русский медвежонок», призер олимпиады по русскому языку).

Половых Таисия и Семенова Альфия (8б класс) хотят поступать в театральный вуз, поэтому они участвуют в олимпиадах по литературе (призеры в 7, 8 классах).

Сегодня процесс обучения тесно связан и с конкурсами различного уровня, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой. Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения.

Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности преподавателя. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.

Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, расширению кругозора, развитию мотивации к изучению предмета, повышению уровня достижений, самоутверждению. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. У детей появляется желание стать успешнее, лучше учиться, а у преподавателей - стремление лучше работать, применять новые приемы на уроках. У родителей повышается уважение к школе, доверие к ней.

Цель конкурсов – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к познанию. Участие в них помогает профессиональному самоопределению. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.

Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к искусству на протяжении всей его последующей жизни. Любой конкурс, фестиваль – это не только проба сил, но и расширение мировоззрения ребёнка, предоставление ему возможности саморефлексии от участия, общения и выступления. Яркость побед и горечь поражений могут стать дополнительным мотивом для продолжения занятий по выбранному виду деятельности, желания доказать самому себе своё превосходство и мастерство.

Ценно участие в конкурсах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания, но и возможность проявить себя в целом. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают дипломы, которые могут стать отличным дополнением для дальнейшей ступени образования.

В нашей школе наблюдается устойчивый рост интереса к интернет-конкурсам, они являются великолепным элементом информатизации образовательного процесса, а также предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся. Еще одним преимуществом дистанционных конкурсов является то, что участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой возрастной группе либо по сумме баллов, набранных конкурсантами по всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Отчет о конкурсе обычно публикуется на сервере образовательного центра, который их проводит.

Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации ребёнка к участию в олимпиадах и конкурсах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: