Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования банковской системы является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе правовая база.
Центральный банк Российской Федерации не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частно-правовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций. Правовые акты Банка России являются финансово-правовыми актами.[5]
Основы нормотворческой функции Банка России имеют законодательное закрепление. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты (в форме указаний, положений, инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
Воздействуя на участников правоотношений, правовые акты Банка России способствуют формированию правомерного поведения в области денежно-кредитных отношений, развивают конкуренцию в банковской среде и расширяют виды банковских услуг, тем самым содействуют достижению социально-экономических целей развития общества. В процессе правотворчества Центрального банка Российской Федерации принимаются правовые акты, обеспечивающие, как правило, финансовую деятельность государства.
Особое значение для практической деятельности всех банков и кредитных организаций представляют правовые акты Центрального банка Российской Федерации, которые издаются им в силу его компетенции и в рамках целей защиты и обеспечения устойчивости рубля, а также развития и регулирования банковской системы РФ. Законодательство содержит ряд принципиальных требований в отношении этих актов, получивших на практике далеко не однозначное применение и развитие. Все это обусловило настоятельную необходимость определения понятия правовых актов Центрального банка Российской Федерации, которые составляют достаточно обширный перечень подзаконных правовых актов, регулирующих общественные отношения в банковской сфере.
Необходимость установления правовых норм непосредственно в процессе деятельности Банка России обусловлена тем, что законы содержат лишь общие нормы, которые не могут с должной полнотой регулировать все стороны общественной жизни, все отношения, возникающие в ходе реализации законов. Посредством правовых актов Банка России регулируются или непосредственно разрешаются наиболее важные вопросы текущей деятельности. Во многом это вызвано не только подвластностью банковской сферы, но и несовершенством российской законодательной базы и пробелами в законах, что «вынуждает» Банк России встать на путь нормотворческой активности. Отметим, что на сегодняшний день практически все отношения по кредитованию, расчетам, бухгалтерскому учету в банках и даже вопросы ответственности в банковской системе в части, не предусмотренной законом, регулируются на уровне нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, правовой акт Центрального банка Российской Федерации – это документарное в определенных формах волеизъявление Банка России по вопросам его законодательно определенной компетенции в области регулирования денежно-кредитных отношений путем установления правовых норм и конкретных правоотношений.
Юридическая характеристика правовых актов Центрального банка Российской Федерации:
1) они являются правовыми средствами внутрисистемного государственного регулирования банковской деятельности;
2) выступают в качестве юридических фактов, т.е. являются фактическими основаниями для формирования денежно-кредитных правоотношений;
3) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности;
4) служат правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других актов;
5) могут являться юридическими документами, доказательствами в юридическом процессе;
6) являются важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц.
В зависимости от их природы (содержания) правовые акты-документы Центрального банка Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
- нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (документы правотворческих органов, содержащие юридические нормы, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц);
- правоприменительные акты Центрального банка Российской Федерации (документы компетентных структур, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам);
- интерпретационные акты Центрального банка Российской Федерации (документы, полученные в результате официального толкования, содержащие правоположения, разъяснения смысла юридических норм);
- договорные акты Центрального банка Российской Федерации (документы, возникающие в результате соглашения между соответствующими субъектами).
Заключение
Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами.
В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно.
Прежде всего, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.
Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики, а также интеграции Российской Федерации в мировое сообщество изменились принципы, формы правового регулирования финансов. Логическим следствием данных обстоятельств явилось активное развитие финансового права.
В частности, в финансово-правовой науке, как и отечественной юриспруденции, в целом, в качестве источника финансового права все чаще стал признаваться нормативный договор и судебный прецедент. Наконец, весьма активным стал вопрос о включении в систему источников российского финансового права международных финансово-правовых актов, число которых с каждым годом возрастает.
Правовым актам Центрального банка Российской Федерации, которые являются одной из важнейших форм его деятельности, принадлежит важное место в правовой системе государства наряду с другими юридическими актами.
Литература
1. Апель А. Основы финансового права. 2-е изд. - СПб: Питер, 2002.
2. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.
3. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004.
4. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006.
5. Паукова Н.И. Проблемы принятия нормативных финансово-правовых актов органами государственной власти субъектов и органами местной власти // Народовластие и право в условиях формирования гражданского общества. Материалы международной научной конференции, Курск 30-31 марта 2006 г. - Курск: Изд-во РОСИ, 2006. - С. 173-177.
6. Финансовое право / под ред. Горбуновой О.Н. – М., 2005.
7. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. — М.: Норма, 2005.
[1] Апель А. Основы финансового права. 2-е изд. - СПб: Питер, 2002.
[2] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.
[3] Паукова Н.И. Проблемы принятия нормативных финансово-правовых актов органами государственной власти субъектов и органами местной власти // Народовластие и право в условиях формирования гражданского общества. Материалы международной научной конференции, Курск 30-31 марта 2006 г.. - Курск: Изд-во РОСИ, 2006. - С. 173-177
[4] Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. — М.: Норма, 2005.
[5] Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006.