Факторы, влияющие на качество товаров, можно разделить на
· факторы, формирующие качество товара,
· факторы, влияющие на сохранение качества товаров.
Качество товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления. На стадиях товарного оборота и потребления, в частности при транспортировке, сохранении, реализации и потреблении, необходимое влияние на товар факторов, обеспечивающих сохранение сформированного качества.
К факторам, формирующих качество товаров, относятся исходные материалы и сырье, конструкция изделия и технологическая обработка. Материалы разделяют на основные, вспомогательные и комплектующие. Главную роль играют основные материалы, качество которых определяет качество изделия. Они по происхождению могут быть природными и химическими (искусственные и синтетические). По химическому составу различают органические и неорганические материалы.
Сформированное качество необходимо сохранить на стадиях распределения и потребления.
К факторам, способствующим сохранению качества, относят факторы, влияющих ан товар при транспортировке, хранении и потреблении товаров.
К упаковке принадлежат тара и упаковочные материалы.
Различают внутреннюю упаковку, или потребительскую тару, и внешнюю транспортную тару. Потребительская тара: коробки, бутылки, флаконы, банки, тубусы, пакеты. Она должна быть художественной, потому что формирует товарный вид изделий. Внешнюю тару разделяют на жесткую (ящики, бочки, бидоны); полужесткую(корзины, коробы, картонные ящики) и мягкую (мешки, пакеты, кипы).
Маркировка товара - это обязательная информация, нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейма.
|
Транспортировку товаров осуществляется с помощью автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и гужевого транспорта. При транспортировке наблюдаются наибольшие затраты (до 50 % всех затрат и порчи товара). На сохранение качества во время транспортировки товара влияют такие факторы: выбор соответствующего вида транспорта, техническое состояние транспортных средств (вагона, авто, прицепа, судна, самолета), способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки на транспортное средство, условия транспортировки, продолжительность перевозки. При выборе транспортного средства стоит учитывать его специфические характеристики: вместимость, возможную скорость движения, механическое и климатическое влияние на товар.
Вывод
В последние годы все большее значение приобретают экологические, эргономические, эстетические свойства и характеристики продукции.
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции. Производится разностороннее изучение и оценка показателей качества продукции, так как система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
|
В данном реферате было описано многообразие показателей качества, направлений их оценки, а также факторы формирования и сохранения качества товара.
Список использованной литературы
1. Иванникова Л.И. Современные формы кодирования товаров. Учеб. пособие для студентов торгового-экономических Вузов по курсу «Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров.»
2. Дурнев В.Д. Товароведение промышленных материалов. Учебник./ Дурнев В.Д., Сапунов С.В., Федюкин В. К. М.:Информационно - издательский дом «Филинъ», 2002. - 536с.
3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 283с.
4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
5. Справочно-правовая система «Гарант»
6. Управление качеством. Учебник. Ильенкова С.Д. и др. - М.: ЮНИТИ, 2004.
7. www.grandars.ru Понятие и показатели качества товара
https://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/kachestvo-tovarov.htmlзме
8. Электронный учебник. Классификация показателей качества продукции.
https://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=3&tutindex=18&index=4&layer=2
Приложение А
Приложение Б
|
Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам
Показатели качества продукции | Продукция, расходуемая при использовании | Продукция, расходующая свой ресурс | |||
Сырье и природное топливо | Материалы и продукты | Расходуемые изделия | Ремонтируемые изделия | Не ремонтируемые изделия | |
Функциональной пригодности | + | + | + | + | + |
Надежности: | + | + | + | (+) | (+) |
безотказности | - | - | (+) | + | + |
долговечности | - | - | (+) | + | + |
ремонтопригодности | - | - | (+) | - | + |
сохраняемости | + | + | + | + | (+) |
Эргономичности | - | - | + | (+) | (+) |
Эстетичности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Технологичности | |||||
в производстве | + | + | + | + | + |
при применении | (+) | (+) | + | (+) | + |
Ресурсопотребления | - | - | - | (+) | (+) |
Безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Экологичности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
знак «+» означает применяемость, знак «-» неприменяемость знак «(+)» ограниченную применяемость некоторых групп данного вида продукции.