Проблема национального и заимствованного в русской литературе петровского времени.
Общественно-политические преобразования в России начала XVIII в. и их отражение в литературе.
Процесс обмирщения русской литературы и культуры.
Новаторский характер публицистики петровского времени.
Газета «Ведомости» и ее значение в истории русской журналистики.
Проблема нового отношения к женщине, любви и браку влитературе петровской эпохи.
Традиционное и новаторское в повестях петровского времени.
Проблема «отцов и детей» и особенности ее решения в бытовой повести XVII в. и «гисториях» начала XVIII столетия.
Художественные особенности лирики петровского времени.
Роль панегирической литературы петровского времени вформировании одической поэзии XVIII в.
Образ Петра I в произведениях русских писателей XVIII в.
Роль путевых записок петровского времени в становлениижанра литературного путешествия.
Формирование и развитие идеи внесословной ценностичеловека в русской литературе средневековья и XVIII в.
Трагическое и комическое в трагедии Феофана Прокоповича «Владимир».
Тема науки и просвещения в произведениях Кантемира иЛомоносова.
Проблема воспитания в русской литературе XVIII в.(А. Кантемир, А. Сумароков, Д. Фонвизин, А. Радищев).
Особенности литературно-теоретических взглядов В.К. Тредиаковского.
Эстетические взгляды М.В. Ломоносова.
Художественные особенности научно-философской лирики М.В. Ломоносова.
Национально-патриотическая тема в творчестве М.В. Ломоносова.
Тема «войны и мира» в поэзии Ломоносова и Державина.
Становление и развитие жанра оды в творчестве Ломоносова.
Тема Петра I в творчестве Ломоносова и Радищева.
|
Библейская тема в поэзии М.В. Ломоносова.
Значение творчества Ломоносова в развитии русского литературного языка.
А.П. Сумароков — создатель жанровой системы русскойлирики.
Проблема историзма трагедий А.П. Сумарокова.
Своеобразие басенного творчества А.П. Сумарокова.
Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова.
Сравнительный анализ комедий Фонвизина «Бригадир» иСумарокова «Рогоносец по воображению».
Философско-эстетические взгляды Сумарокова и их отражение в его работах по теории и истории русского классицизма.
Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Политический аспект творчества Екатерины II, историкаи драматурга.
Творчество Ф.А. Эмина и история русского романа.
Национальное и заимствованное в сатирико-бытовых повестях М.Д. Чулкова из сборника «Пересмешник, или Славянские сказки».
Просветительский характер «Письмовника» Н.Г. Курганова.
Особенности урбанистического пейзажа в ирои-комической поэме В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх».
Традиции древнерусской литературы в эпических поэмахМ.М. Хераскова.
Роль М.М.- Хераскова и поэтов его школы в формировании русского сентиментализма.
Быт и нравы поместного дворянства в изображенииН.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева.
Обличение дворянской галломании в русской литературеXVIII в. (А. Кантемир, А. Сумароков, Н. Новиков, Д. Фонвизин,Я. Княжнин, И. Крылов).
Традиционное и новаторское в комедии Д.И. Фонвизина«Недоросль».
Эволюция жанра комедии в творчестве Дениса Фонвизина.
Философский и политический подтекст «Послания к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д.И. Фонвизина.
|
Прием саморазоблачения героев в комедиях Д.И. Фонвизина.
Сравнительный анализ образов Иванушки и Митрофанушки в комедиях Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».
Анакреонтическая лирика М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
Модификация поэтики классицизма в оде Державина «Фелица».
Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.
Сравнительный анализ стихотворений «Памятник»М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.
Автобиографический характер поэзии Г.Р. Державина.
Державинская традиция в творчестве А.С. Пушкина.
«Душенька» И.Ф. Богдановича и «Руслан и Людмила»А.С. Пушкина.
Сюжет басни «Ворона и Лисица» в обработке русских писателей XVIII в. (В. Тредиаковский, А. Сумароков, М. Херасков,Д. Хвостов, И. Крылов).
Своеобразие поэтического творчества Н.А. Львова.
Значение поэтического творчества М.Н. Муравьева в развитии русской лирики XVIII—XIX вв.
Ода «Вольность» А.Н. Радищева и ода «Вольность»А.С. Пушкина.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и«Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина.
Сопоставительный анализ повести И.А. Крылова «Каиб» иглавы «Спасская полесть» из книги А.Н. Радищева «Путешествиеиз Петербурга в Москву».
Тема древнего Новгорода в исторических и художественных произведениях Н.М. Карамзина.
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Традиции сатирических журналов Н.И. Новикова в творчестве И.А. Крылова.
И.И. Дмитриев—баснописец.
|
Поэзия Ивана Дмитриева и русский фольклор.
Мотивы «Слова о полку Игореве» в русской поэзии концаXVIII - начала XIX в.
«История о Казанском царстве» и русская литератураXVIIIв.
Традиции агиографической литературы в творчестве писателей XVIII в.
Особенности становления автобиографизма творчества врусской литературе второй половины XVIII в.
Антикрепостническая тема в русской литературе XVIII в.
Русская литература XVIII в. в оценке А.С. Пушкина.
Русская литература XVIII в. в оценке В.Г. Белинского.
Вопросы по курсу История русской литературы 18 века
Своеобразие исторического развития России и русской литературы 18 века.
Основные положения идеологии Просвещения в 18 веке.
Динамика литературного процесса в России 18 века. Периодизация.
Своеобразие русской литературы петровской эпохи.
Традиционное и новаторское в анонимных повестях петровской эпохи.
Барокко как литературное направление в русской литературе начала 18 века. Школьный театр.
Творчество Феофана Прокоповича. Проблематика и художественное своеобразие трагедокомедии «Владимир».
Классицизм как центральное литературное направление в русской литературе 18 века. Основные положения эстетики классицизма.
Своеобразие русского классицизма.
Творчество А. Кантемира. Просветительский характер сатир.
Творчество В. Тредиаковского. Половинчатый характер новаторской деятельности.
Филологическая деятельность М. Ломоносова.
Похвальная ода как центральный жанр в поэзии Ломоносова.
Разнообразие жанровых форм оды в творчестве Ломоносова.
Сумароков как теоретик русского классицизма.
Трагедии А. Сумарокова. Жанровое и сюжетное своеобразие.
Эволюция комедии в творчестве Сумарокова.
Жанровое разнообразие творчества Сумарокова (сатиры, басни, лирика).
Правление Екатерины 2. Своеобразие литературы данной эпохи.
Журнальная сатира 1769 – 1774 годов. Журнальные споры о характере и предмете сатиры.
Бытовая комедия. Идейное и художественное своеобразие комедии Фонвизина «Бригадир».
Сатира и басня в творчестве Фонвизина.
«Недоросль» как общественно-политическая комедия. Основные идеи и художественное своеобразие комедии.
Традиционное и новаторское в одах Г. Р. Державина.
Творчество И.А. Крылова в 18 веке. Журналистская деятельность, восточная сказка и шуто-трагедия.
Сентиментализм как литературное направление конца 18 века. Основные эстетические принципы.
Творчество А. Н. Радищева. Сентиментальное начало «Дневника одной недели».
Роман Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Проблематика, художественное своеобразие, проблема художественного метода.
Творчество Карамзина – сентименталиста. Проблематика и художественное своеобразие повести «Бедная Лиза».
Предромантическое творчество Карамзина. «Остров Борнгольм».