Уровень освоения программы | Критерии | Показатели |
Высокий уровень 80 -100 % | Понимание речи. Фонематическое восприятие. Артикуляционная моторика. Слоговая структура слова. Звукопроизношение. Грамматический строй речи. Словарь и словообразование. Связная речь. Общая и мелкая моторика. | Речь окружающих понимает, задания выполняет правильно. Фонематические представления сформированы. Тонус нормальный, активность движений достаточная. Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. В речи аграмматизмы не выявлены. Объем словарного запаса соответствует возрасту. Высокий уровень речевого развития. Все движения выполняет правильно, замен движений и синкенезий не наблюдается |
Средний уровень 50-80 % | Понимание речи. Фонематическое восприятие. Слоговая структура слова. Артикуляционная моторика. Звукопроизношение. Грамматический строй речи. Словарь и словообразование. Связная речь. Общая и мелкая моторика. | Выполняет задание по словесной инструкции. Фонематическое восприятие, анализ и синтез в основном сформированы, при выполнении сложных форм фонематического анализа наблюдаются трудности. При артикуляционных упражнениях, задания выполняет замедленно и напряженно. Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Допускает ошибки при согласовании прилагательных с существительными. Испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов. В пересказах наблюдаются пропуски и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Недостаточно развита моторика мелких мышц рук; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений. |
Низкий уровень 0-50% | Понимание речи. Фонематическое восприятие. Слоговая структура слова. Артикуляционная моторика. Звукопроизношение. Грамматический строй речи. Словарь и словообразование. Связная речь. Общая и мелкая моторика. | Нуждается в неоднократном повторении заданий. Фонематический слух недостаточно сформирован, неточно воспроизводит слоговые ряды с перестановкой, заменой, пропусками, затрудняется придумать слово на заданный звук. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками: длительный поиск позы, соливация. Изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован. Недостаточно сформирован для данного возраста, есть аграмматизмы, в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении. Страдает понимание и употребление обобщающих понятий. Наблюдается недостаточное развитие связной речи, при ответах пользуется фразовой несложной конструкцией. Двигательно неловок,медлителен, испытывает трудности при овладении графическими навыками. |
В ходе обследования речи ребенка учитель-логопед заполняет речевую карту, тип и содержание которой, зависят от возраста и структуры речевого дефекта. В логопедии существует множество вариантов речевых карт, их ведения и заполнения. В ходе практической деятельности нами была разработана речевая карта, учитывающая особенности работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании, которая включает речевые пробы, бально-уровневую систему оценки по методике Т.А.Фотековой и протоколы отслеживания речевого развития в динамике, разработанные авторами. Предложенная речевая карта удобна для диагностики, позволяет выявить имеющиеся нарушения речи у ребенка, отследить динамику речевого развития, корректировать и прогнозировать образовательные результаты при реализации программы. По результатам речевой карты заполняется речевой профиль (Таблица 2), который разработан на основе экспресс-диагностик Т.А.Фотековой и Е.В.Мазановой с учетом особенностей дополнительного образования. Представленный речевой профиль содержит следующие речевые пробы:
1. исследование понимания речи;
2. исследование сенсомоторного уровня речи;
3. исследование грамматического строя речи и словоизменения;
4.исследование словаря и навыков словообразования;
5. исследование связной речи;
6.исследование общей и мелкой моторики.
Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, и осуществляется через входную, промежуточную, итоговую диагностики, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
(образец)
Ф.И.О. ребенка XXXXXXXXXXX XXXXXXXXXX
Дата рождения XXXXXXXX
Заключение на начало коррекционного курса: ЗПР, ОНР –III уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести
Дата обследования май 2017 год
Результаты коррекционной работы положительны. Видна хорошая динамика по всем показателям: словарь (7), понимание логико-грамматических отношений (8), навыки языкового анализа и синтеза (5), фонематическое восприятие (1), слоговая структура (4) соответствует низкой границе нормы. Но еще недостаточно автоматизированы в спонтанной речи звуки Р,Р”;Ч,Ц – м/з; не активизированы в речи такие обобщающие понятия как «школьные принадлежности», «головные уборы», «профессии»; необходимо расширить номинативный активный словарь по темам «деревья», «цветы, «грибы», «ягоды».
В разделе грамматический строй (6) необходимо продолжить работу над предлогами. Невысокие результаты по повторению предложений, пересказа текста и составления рассказа по серии картинок указывает на недостаточность процессов программирования и серийной организации.
Чтение слоговое (короткие слова типа СГС, СГСГ, СГССГ, СГСГСГ), печатание слогов типа СГ, ГС, слов типа СГС, СГСГ.
Заключение. III уровень успешности – 79,8%
ЗПР, неосложненное общее недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
Рекомендации.: Рекомендовано продолжить занятия на школьном логопункте.
1- фонематическое восприятие 2- артикуляционная моторика 3- звукопроизношение 4 - слоговая структура
5- навыки языкового анализа 6- грамматический строй 7-словарь и словообразование
8- понимание логико-грамматических отношений 9- связная речь
учитель-логопед ___________________