Учебный год
Класс
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ I
Включаю в себя 18 вопросов, к каждому из которых предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. За каждый правильный ответ даётся один балл
1. Редуцентами являются:
а) бактерии и грибы
б)зелёные растения
в) водоросли
г) животные
Животное занесённое в красную книгу России
а) ондатра
б) выхухоль
в) нутрия
г) бурундук
Характеристиками популяции являются
а) рождаемость и смертность
б) количество и качество
в) емкость среды и ресурсообразование
г) саморегуляция численности
Способность организмов реагировать на изменения длины светового дня называется
а) биологическими часами
б) фотопериодизмом
в) адаптацией
г) суточным ритмом
5.Устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами окружающей среды:
а) биоценоз
б) биогеоценоз
в) популяция
6.Какие организмы называются гетеротрофными:
а) потребители готовых органических веществ
б) «производители» органических веществ
в) хемоавтотрофы
7. Как называется форма взаимодействия организмов, при которой оба партнёра извлекают пользу от совместного проживания:
а) нейтрализм
б) аменсализм
в) симбиоз
г) паразитизм
8. Как называется ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:
а) популяция
б) сукцессионый ряд
в) цепь питания
г) сообщество
9. К абиотическому фактору НЕ относится:
а) свет
б) влажность
в) температура
г) взаимоотношение организмов
10. Выберите правильную цепь питания:
а) волк – растение – бобр - карась
|
б) карась – волк – бобр - растение
в) бобр – карась – растение - волк
г) растение – карась – бобр – волк
11. Животное, полностью истреблённое и как вид не возобновимое:
а) лисица
б) олень
в) мамонт
г) сайгак
12.Какие факторы сыграли ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана:
а) антропогенные
б) абиотические
в) биотические
г) климатические
13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в:
а) использовании солнечной энергии
б) образовании органических веществ
в) разрушении органических веществ
г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода
14. Лесной пожар способствует:
а) накоплению перегноя в почве
б) появлению длинных цепей питания
в) обогащению воздуха азотом
г) смене природного сообщества
15. Клубеньковые бактерии в биогеоценозе вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание:
а) калийное
б) фосфорное
в) азотное
г) кальциевое
16. Совокупность особей одного вида, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой:
а) биогеоценоз
б) популяцию
в) тип
г) вид
17. Что представляет собой дубрава, заселённая разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:
а) агроценоз
б) систему органического мира
в) биогеоценоз
г) биосферу
18. Роль заповедников состоит в том, что в них:
а) выращивают и размножают культурные растения
б) создают новые сорта растений
в) сохраняют редкие и исчезающие виды
г) растения и животные переносят неблагоприятные условия.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ II
Отвечайте на вопросы только да или нет. Ответы внесите в матрицу ответов. За каждый правильный ответ даётся один балл
|
- Все растения являются автотрофными организмами.
- С одного пищевого уровня на другой переходит 50 % энергии и биомассы.
- Термин «экология» предложил Геккель.
- Реакция организмов на длину светового дня называется фотопериодизмом.
- Цветение воды вызывается рыбами.
- Абиотические факторы среды – это влияние человека на среду обитания и организмы.
- Обитатели водной толщи, живущие во взвешенном состоянии и не способные противостоять течению объединяют в особую жизненную форму – планктон.
- Экология – это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
- Последовательная смена одних сообществ другими на определённой территории носит название трофическая структура.
- Биосфера – живая оболочка земли.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ III
Установите соответствие. Ответ запишите в матрицу ответов вот в таком виде: АААББ
За каждый правильный ответ даётся два балла
1.Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом:
Характеристика фактора | Виды факторов |
1.таяние снега 2.увеличение численности консументов 3.изменение влажности воздуха 4.объедание листьев гусеницами 5.уничтожение жертв хищниками | А) биотические В) абиотические |
Установите соответствие между примером гриба и группой организмов, различающихся по способу питания
Пример гриба | Группа организмов |
| А) паразиты В) сапрофиты |
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ IV
Задания со свободным, развёрнутым ответом. За каждый правильный, полный ответ даётся три балла
|
- Докажите, что дубрава – устойчивая экосистема.
- Перечислите известные вам экологические факторы, влияющие на состояние организма.
- Создайте схему экологической характеристики популяции.
- Какими свойствами облазает экосистема.
- Какие виды загрязнений окружающей среды Вам известны.
- Сформулируйте правило экологической пирамиды.
Матрица для ответов на задания теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Класс
Ф.И.О. учащегося _______________________
Класс __________________________________
Название ОУ ____________________________
Год