С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ




ВОПРОСЫУГОЛОВНОГО ПРАВА

© 2001 г. В.Н. Андриянов

 

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ

С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

 


Влияние наркотизма (по определению: негативного социального явления, заключающегося в массовом приобщении к употреблению наркотиков представителей различных групп населения)1 состоит и в прямой связи с ростом наркотизирующихся и преступностью, и, главное, с тем непреложным фактом, что наркобизнес является питательной почвой организованной преступности и коррупции.

Задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы совместными усилиями с применением специфических средств и методов поставить квалифицированный заслон проникновению и распространению, наркомании обеспечить неотвратимость и эффективность наказания, его реальное исполнение, в т.ч. посредством медицинской реабилитации преступника.

Анализ складывающейся ситуации на территории, обслуживаемой Восточно-Сибирским управлением внутренних дел на транспорте, свидетельствует о расширяющемся распространении наркомании в Иркутском регионе и на территории Республики Бурятия. Данный процесс, главным образом, обусловлен наличием значительной сырьевой базы наркотических средств растительного происхождения на территории республики Бурятия и стабильным транзитным поступлением наркотических средств опийной группы из республик Среднеазиатского региона (преимущественно железнодорожным транспортом) через Новосибирскую область и Красноярский край в г. Тайшет. Этот город выполняет функции пересылочной базы наркотиков на север области в Вихоревку, Братск, Усть-Кут и на юг – Тулун, Нижнеудинск, Зиму, Черемхово, Иркутск и далее на восток.

Стабильно увеличивается в незаконном обороте доля наркотиков опийной группы. Наиболее криминогенными участками сегодня являются Тайшет, Улан-Удэ, Иркутск, Вихоревка. В последние два года наблюдается значительная активизация наркобизнеса по доставке и сбыту в Восточно-Сибирском регионе такого «тяжёлого» наркотика как героин.

Число зарегистрированных преступлений по незаконному обороту наркотиков на участках обслуживания подразделений транспортной милиции в 2000 году возросло в сравнении с 1996 годом практически в 2 раза (601 против 312) при значительном увеличении показателей, свидетельствующих об организованном его характере. Число лиц привлекаемых за распространение и сбыт увеличилось более чем в три раза.

Местом совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков являются пассажирские и пригородные поезда -22%, ж/д вокзалы, платформы - 61 %, ж/д станции - 14%, аэропорты - 3%. При проведении оперативно-розыскных мероприятий преследуется цель выявить все звенья преступной цепочки, начиная с потребителя наркотиков, их оперативной разработки с выходом на наркокурьеров и сбытчиков. На узловых станциях ВСЖД и в а/п г. Иркутска действуют объединенные мобильные заслоны. В их обязанности входит оперативное проникновение в коммерческие предприятия и транспортные организации, специализирующиеся на международных контейнерных перевозках из стран Средней Азии, Кавказа и Китая.

То, что количество наркопреступлений, которые были зарегистрированы на участках транспортной милиции, увеличивается, объясняется не только ростом преступности, но и активизацией работы по их выявлению и пресечению. В ВС УВДт применяется система электронного оповещения, позволяющая выявлять лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и местном розыске, которые приобретают билеты на железнодорожном и воздушном транспорте.

Кроме нее действует и постоянно расширяется специализированная система АИПС «Наркобизнес», база данных которой составляет более 6 тысяч лиц, причастных к преступлениям, связанным с транспортировкой и сбытом наркотиков. Банк данных этой системы постоянно пополняется, в прошлом году с ее помощью были задержаны шесть наркокурьеров с межрегиональными связями и крупными партиями наркотиков.

Стремительное распространение, межрегиональный характер и глубокая латентность преступности, связанной с наркоманией, обязывает консолидировать усилия органов внутренних дел и других правоохранительных органов в работе по данному направлению, требует активности и наступательности как в оперативно-розыскной, так и в профилактической работе. Имеется немало примеров такого сотрудничества. Так, налажена и проводится работа по перекрытию каналов поставок наркотиков ВС УВДтсовместно с РУ ФСБ по Иркутской области. 30.11.99 г. ВС УВДт совместно с РУ ФСБ по Иркутской области выявлена и пресечена попытка транспортировки из Новосибирска в г. Иркутск 9 кг. 821,5 гр. опия гр-кой Олесовой. Олесова осуждена к 5 г. лишения свободы с конфискацией имущества.

Совместно с УФСБ по Республике Бурятия возбуждено 4 уголовных дела в т.ч. по факту задержания на перроне железнодорожного вокзала ст. Улан-Удэ гр-на Овчинникова В.А., у которого в ходе личного досмотра было обнаружено и изъято наркотическое средство - героин общей массой 530 грамм. Данное уголовное дело стало результатом планомерно проведенной операции по установлению и задержанию наркокурьеров. В ходе следствия выявлены все соучастники преступления, в т.ч. поставщики из г. Новосибирска. Всего изъято более 1,2 кг. героина. Приговором суда виновные осуждены к длительным срокам лишения свободы с конфискацией имущества.

В августе 2000 г. по оперативной информации сотрудниками ОВД на ст. Петровск-Забайкальский была задержана гр-ка Резчикова, у которой было обнаружено и изъято 610 гр. героина. Приговором суда Резчикова осуждена к длительному сроку лишения свободы.

Безусловно за всем этим стоит грамотное проведение дознания с изъятием вещественных доказательств, должный уровень расследования и, как результат всей работы, обвинительный приговор суда.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что судебная практика не обрела еще необходимой стабильности. С участием транспортных прокуроров в 1999 – 2000 году рассмотрено более 500 уголовных дел данной категории в отношении 782 подсудимых. Приговоры судов в части назначения наказания характеризуется невысоким процентом осуждения к реальному лишению свободы, всего лишь 24 %. Во всех остальных случаях назначено наказание, не связанное с отбыванием в исправительных учреждениях (лишение свободы условно, штраф). Причем, условное наказание назначалось судами не только в отношении лиц, впервые совершивших преступления, но и в отношении ранее судимых (в 1999 году условное наказание назначено 16 ранее судимым). Нередко применялось судами и назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи уголовного закона. Ниже низшего предела, предусмотренного ст. 228 УК РФ устанавливается наказание и при рассмотрении дел в кассационном порядке. Так, судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда, рассмотрев уголовное дело по обвинению Козловой А.Н. по части 4 ст. 228 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от 7 до 15 лет, снизила назначенное судом 1-й инстанции наказание с 7 лет лишения свободы до 3 лет.

Недостаточно активно применяются судами принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 97 УК РФ. Лишь в отношении 41 осужденного такие меры были приняты, что составляет менее 10 % от числа осужденных.

В связи с изложенным, хотелось бы остановиться на имеющихся, на наш взгляд, недостатках в законодательстве об ответственности за незаконный оборот наркотиков, в первую очередь уголовного и уголовно-процессуального характера, и предложениях по исправлению ситуации. Во-первых, крайне несовершенна конструкция ст. 228 УК Р Ф. Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность виновного за действия, связанные с наркотиками, как с целью сбыта, так и без такового. Думаю нет необходимости сопоставлять степень общественной опасности человека потребляющего наркотик, и занимающегося его сбытом. Если первый фактически болен и нуждается в лечении, то второй опасный преступник. Необходимо внести изменения в ст. 228 УК РФ, разграничив квалификацию и степень уголовно-наказуемой ответственности виновного в зависимости от того, является ли лицо приобретателем наркотиков либо занимается изготовлением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических или психотропных веществ. Во-вторых, на наш взгляд суды вольно трактуют примечание к этой статье, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, добровольно сдавших наркотические средства и активно способствующих раскрытию либо пресечению этих преступлений. К таким лицам суды в ряде случаев относят граждан, доставленных в милицию за административные правонарушения, которые на вопрос в дежурной части милиции имеются ли у него наркотики, отвечают утвердительно и только на этом основании освобождаются от уголовной ответственности. Такому гражданину понятно, что при обыске наркотик будет неизбежно обнаружен. Он вынужденно отдает наркотик, а не добровольно сдает его. И тем более не содействует в раскрытии преступления либо его пресечения. К сожалению, такая судебная практика находит поддержку и в Верховном Суде Российской Федерации.

У нас имеются некоторые практические предложения по совершенствованию законодательной базы для должной борьбы с незаконным оборотом наркотиков на региональном уровне. Известно, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в течении значительного времени (более 5 лет) не находит согласия в вопросе принятия нового уголовно-процессуального кодекса. В соответствии со ст.ст. 73,76 Конституции Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право собственного правотворчества, в частности, путем принятия закона в случае неурегулированности сферы деятельности федеральным законодательством. В последующем региональный закон должен быть приведен в соответствие с принятым федеральным законом.

Правоохранительные органы на транспорте в 2000 г. направили письмо губернатору Иркутской области, в котором предложили включить в план законотворческой деятельности разработку и принятие специального областного закона «Об осуществлении контроля на территории области за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Этот закон должен включает в себя право органов милиции при наличии достаточных оснований полагать, что допускается незаконный оборот наркотиков, производить досмотр граждан, почты и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов. Действующим уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и кодексом РСФСР об административных правонарушениях эта сфера деятельности не урегулирована. Действия работников правоохранительных органов, непосредственно, по специфическим признакам, заподозривших наличие наркотика у гражданина, по доставлению такого гражданина в милицию и проведению личного досмотра и досмотра его вещей, изъявшие наркотик, зачастую судами признаются незаконными, как проведенные до возбуждения уголовного дела.

Реально работник милиции, обнаруживший гражданина с наркотиками в поезде, электричке, на вокзале и другом общественном месте, не может тут же, на месте вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Для этого данного гражданина, как минимум, надо доставить в милицию и проследить, что во время доставления он не избавился от наркотиков.

Таким образом, без возбуждения уголовного дела гражданин с наркотиками не подлежит
досмотру, а уголовное дело возбудить нельзя, так как без досмотра невозможно получить предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом РСФСР основания для возбуждения уголовного дела.

Поэтому в областном законе должны быть определены: территория, на которой должен быть введен контроль; порядок проведения и оформления досмотра, экспресс-анализа изъятого вещества; определены права и обязанности работников компетентных органов, досматриваемого, владельца транспортных средств и других участников контроля.

 

 

ð ð ð ð ð


1 См.:Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма на региональном уровне М., 1997. С.3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: