Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.




Предложения по предупреждению роста социальной напряжённости и всё больше ужесточающихся конфликтов в сфере сохранения и добычи водных биоресурсов и охраны окружающей среды.

 

Пояснительная записка.

В настоящее время взаимоотношения на водоёмах и в охотничьих угодьях между гражданами России начинают напоминать военные сводки (как и на автодорогах). В этой области (как, впрочем, и во многих других сферах жизни в России) начинают жёстко сталкиваться интересы двух основных групп населения.

Первая группа считает, что всё, что вокруг неё, должно служить только ей и пользоваться всем этим она имеет право без всяких правовых и моральных ограничений. И без помех со стороны остальных граждан и государственных органов, задействовав при этом определённые количества различных видов ресурсов.

Вторая группа пока пытается сознательно выполнять принятые законодательные и этические нормы. Пока граждан, относящихся ко второй группе количественно больше. Но наблюдая, как мораль первой группы победно и безнаказанно шествует по стране, граждане всё чаще принимают решения самостоятельно восстановить справедливость или примыкают к первой группе. А уполномоченные на борьбу с этим злом государственные органы не только не осуществляют свои функции (часто по объективным причинам), но и, идя по пути наименьшего сопротивления, своим бездействием прямо потакают грабежу природных ресурсов. Воровства и предательства у нас и так хватает, а страна одна.

Ввиду такого положения дел растёт социальная напряжённость, агрессивность граждан по отношению друг к другу. А все эти конфликты происходят в местах далёких от скопления граждан, часто труднодоступных, и, учитывая ещё и не всегда высокий уровень культуры общения, существует прямой соблазн разрешить конфликтную ситуацию кардинальным способом. Примеров тому великое множество, включая и резонансных.

Я обрисовал общую (во многом известную) ситуацию. Конкретных примеров с местами происшествия, датами и действующими лицами у меня множество. Чтобы изменить ситуацию я давно начал с самого себя, сознательно выполняя все правила. Но одни мои действия, моих товарищей и учеников не изменят быстро ухудшающейся ситуации.

Исходя из складывающейся ситуации, имея тридцатипятилетний опыт подводной охоты в разных регионах страны, боевой опыт, выражая мнение большинства рыболовов и охотников региона и страны, прошу рассмотреть ключевые моменты по предотвращению ухудшения обстановки в сфере бережного использования и сохранения биоресурсов страны и просто, чтобы народ массово не пошёл друг на друга с оружием из-за права законно пользоваться «водой, лесами и воздухом».

Предложения.

1. Введение запрета на торговлю рыболовными сетями, сетевым полотном («куклами») и другими запрещёнными к осуществлению любительского и спортивного рыболовства (согласно ст.29 Правил рыболовства рыбохозяйственных бассейнов) орудиями лова (если убийство – преступление, то и торговля боевым оружием - тоже).

Приложения к п.1.

Постановление Совмина СССР от 15.09.1958г. № 1045 с изменениями от 12.06.1987 № 657:

ст.8. Запретить торгующим организациям производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.

Настоящее постановление действует (!) в части не противоречащей Федеральному закону от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Декабря 2004 года N 166-ФЗ.

Статья 26. Ограничения рыболовства.

4. В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

5. При обнаружении указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов таможенные органы Российской Федерации осуществляют их изъятие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 55. О действии актов законодательства Союза ССР в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

1. Акты законодательства Союза ССР в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части, касающейся оснований и порядка предоставления гражданам и юридическим лицам права на добычу (вылов) водных биоресурсов, признаются недействующими.
2. Акты законодательства Союза ССР в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов по вопросам, не указанным в части 1 настоящей статьи, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону (а ст. 8 постановления 1045 от 15.09.1958г этому не противоречит).

2) Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 ноября 2014 г. № 453 "Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна".

29. Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов во всех водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения Астраханской области):

При любительском и спортивном рыболовстве запрещается:

а) применение:

сетей всех типов;

колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты;

капканов;

крючковых самоловных снастей;

электроловильных систем;

б) осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов:

«на подсветку» - с использованием осветительных приборов и фонарей различных конструкций с поверхности и в толще воды в темное время суток (астрономическое, с захода до восхода солнца) для добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением осуществления подводной охоты, рыболовства с использованием удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований, а также раколовок;

на дорожку - с применением гребного судна или плавучего средства с использованием более двух приманок на одно судно или плавучее средство;

при помощи устройства заездок, загородок, заколок, запруд и других видов заграждений, частично или полностью перекрывающих русло водоемов и водотоков и препятствующих свободному перемещению рыбы;

раков руками вброд или путем ныряния;

в) спуск водных объектов рыбохозяйственного значения с целью добычи(вылова) водных биоресурсов;

2. В целях оптимизации правил рыболовства к реальным современным природным и социальным условиям внести следующие изменения в правила рыболовства Тамбовской области и Водного кодекса РФ:

- разрешить лов спиннингом с одной приманкой с берега вне мест нереста (согласно приложению №6 «Список нерестовых участков Тамбовской области») в период с 1 мая по 10 июня как не приносящий ущерба нересту хищных рыб в данный период;

- изменить период запрета лова сазана с «…по 20 июля» на «… по 30 июня», ввиду того, что нерест сазана к окончанию указанного периода (30 июня) уже закончен, и данное ограничение только создаёт почву для конфликтов и коррупционных проявлений;

- установить разрешённую границу движения и стоянки автотранспорта (хотя бы участникам ВОВ, лицам к ним приравненным, пенсионерам и инвалидам) в водоохранной зоне водоёмов общего пользования равную 50 метрам при соблюдении условий отсутствия протечки ГСМ и запрета мойки автотранспорта на указанной территории (большинство полевых и лесных дорог проходит вдоль берегов водоёмов, места отдыха на автотранспорте устраивают там же).

Установить пока временный (до законодательного решения) мораторий на строительство любых объектов в границах водоохранных зон водоёмов. Идёт массовое строительство элитных особняков и других небезвредных объектов с наглым захватом прибрежных зон в «частную» собственностьбез сохранения полосы общего пользования или подхода к водоёмам.

Приложение к п.3.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров
(Цна, Ворона,Челновая, Воронеж, Матыра, Савала) .
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока (часть дополнена с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
(Часть в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 годаФедеральным законом от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.
15. В границах водоохранных зон запрещаются:

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19_1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").
(Пункт дополнительно включен с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
16. В границах водоохранных зон допускаются(!!!) проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. *65.16)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
16.1.
В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
17.В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Эти законодательные акты не только не знают, но и при общем молчании на них откровенно плюют!
4. Приостановить набирающую обороты практику прокладки трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций по дну вдоль русла рек без соответственных заглубления, защиты коммуникаций и учёта рельефа дна. Обосновывая такой вид работ их дешевизной и возможностью получения меньшего количества разрешений и согласований. Применение практики такого вида работ приводит к уничтожению среды обитания донных биоресурсов, захламлению дна водоёмов и угрозе безопасности отдыха граждан на водных объектах, что уже имеет место в Тамбовской области на участке реки Цны от г.Тамбова до г.Котовска.

Приложение к п.4.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод (а ст.65 этого же закона это запрещает!);

3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи(!), других линейных объектов, подводных коммуникаций;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

Внести предложения в существующее законодательство РФ об изменении юридической квалификации браконьерства в сторону признания его видом хищения государственной собственности с соответственной степенью ответственности.

6. Принять меры по усилению органов государственной рыбинспекции, увеличению её численного состава, улучшению материально-технического обеспечения, повышению социальной и юридической защищённости её сотрудников, возможно, путём передачи её в систему МВД, с переходом туда отдельных сотрудников спецподразделений МВД и осуществлением контроля над ней подразделениями УСБ МВД. Нужна постоянно действующая и хорошо организованная СИЛА, чтобы осуществлять контроль над выполнением закона везде и всеми гражданами, а не один участковый или беззащитный, бесправный рыбинспектор и охотовед.

Приложение к п.6.

Пример – создание при УМВД Астраханской области ОРЗ – отдела рыбных запасов.

Если браконьерство будет признано хищением, то борьбу с браконьерством можно поручить структуре УБЭП.

 

Заключение.

Отдельный разговор о так называемой аренде водоёмов (в основном прудов) и запрете подводной охоты. Исходя из практики, водоёмы арендуются с целью максимального получения прибыли от продажи запущенной рыбы или взимания платы за рыбалку. А это уже не аренда, а рыбопромысловый участок. Но в этом случаесовсем другие налоги (гораздо б о льшие) и условия содержания водоёмов. Т.е. это очень трудоёмкий и серьёзный процесс. В реальности происходит следующее: кое-как, наполовину, оформляются документы; запускается какая-то рыба иногда без экологического обоснования, исходя из экономических нужд; в вагончики сажаются сторожа (а не сотрудники ЧОП с договором); затем рыба в водоёме начинает выгребаться всеми способами – ведь водоём и земли то уже каким-то образом оказываются в частной собственности (вместо аренды). И здесь уже законы о браконьерстве, почему то не действуют. С каких пор, и по какой причине – не понятно. На этих водоёмах открыто сушатся и ставятся сети и другие запрещённые орудия лова, уже ничего не боясь, это же моё личное – что хочу, то и делаю. И почему при оформлении водоёма в аренду оттуда обязательно спускают воду, выгребая оттуда всю рыбу, ведь это запрещено по закону? А здесь к этому принуждают, якобы, в экологических целях. Я знаю добросовестных арендаторов, но их очень мало и им реально тяжело соблюдать все правила и избегать соблазнов. А вот все остальные действуют по принципу: взять с наименьшими затратами, а выжать максимум барыша любыми способами. Т.е. взять в аренду (и платить как за аренду), а пользоваться как рыбопромысловым участком. Таким путём в области уже «убито» множество великолепных по рыбным запасам водоёмов. Если надо, то я могу их перечислить. Эти отношения так же регламентируются 166 ФЗ «О сохранении биоресурсов», Водным кодексом (ФЗ №74) и 244 ФЗ «Об аквакультуре».

А за «необходимостью» запрета подводной охоты (ПО) вообще открыто стоит браконьерское лобби.

Во-первых: ПО возможна только в 10% наших внутренних водоёмов только из-за наличия главного условия ПО – прозрачности воды. А браконьеры могут действовать во всех водоёмах – их прозрачность не волнует!

Во-вторых: байка о «выбивании» подводными охотниками «маточного» поголовья рыбы вообще рассчитана напрямую на необразованных людей и эмоциональность чиновников. Кто является реальным производителем: парень в 20-25 лет или папаша в 45-55 и старше? Карпы в возрасте 3-7 лет – вот производители согласно любому биологическому справочнику по рыбоводству, не поленитесь – откройте. «Зачётный» и желанный вес для рыбака в 1-1,5 кг, который попадает под запрещённый размер (менее 40см) не представляет интереса для нормального подводного охотника. Такая же картина по сому (90см), судаку (40см), лещу, щуке (32см) и другой более и менее ценной рыбе. Т.е. разрешена по закону к вылову рыба, которая уже 2-3 раза минимум оставила жизнеспособное потомство! А вот как не желающие знать законов рыболовы выхлёстывают «за зорьку» экземпляры щучек, сомят, карпят, судачат и другой запрещённой мелочи в 200-400 грамм (ещё ни разу не отнерестившихся в своей жизни) десятками и считают это нормальным – вот где реальный урон воспроизводству! Спортивный принцип «поймал-отпустил», я здесь не обсуждаю и перед ним преклоняюсь. В ПО по этому принципу просто не стреляют, и всё! А в плане перелова просто устанавливается суточная норма в 10-15 кг и контролируется, так было в СССР.

В-третьих: решения должны приниматься на основании анализа, статистики или практических исследований. Прошу ответить на вопросы:

- какие многолетние исследования и статистика велись хотя бы за время начала выпуска журнала МПО («Мир подводной охоты») с 2003 года по объёмам добычи рыбы подводными охотниками в разных регионах России в разрешённый период?

- каков процент законно добытой рыбы подводными охотниками по отношению к браконьерскому вылову, промышленному вылову и вылову рыбаками?

- почему минимальные допустимые размеры рыбы при промышленном вылове гораздо меньше, чем при любительском рыболовстве?

Разве степень урона природным ресурсам обосновывается юридическим видом хозяйственной деятельности? Если данная статистика велась, то прошу её обнародовать и вынести на обсуждение. Лично мной статистика ведётся: весной 2016 года в нерестовый период (по мутной воде) в районе с. Новотомниково (низовья р. Цны) только одним жителем села было выловлено «только» 14 мотоциклетных люлек рыбы разных видов и размеров. Поздней осенью (когда открывают плотины, уходит вода и снимают летние лагеря рыбаки) местные осуществляют такие же «мероприятия» по всей реке (а может по всей стране?). Лица известны, участки поделены, госорганы отчитываются – всё в порядке. Вот это уже статистика!

И, в-четвёртых: подводные охотники первыми нарываются в воде на браконьерские снасти (сети, крючья, косынки, резинки, «морды» и т.д.), скрытно стоящие в водоёмах или их остатки и вынуждены их удалять из водоёмов. А это уже конфликты и война, о которых я писал выше. А на войне противника уничтожают любыми способами, и подводные охотники здесь более уязвимы, т.к. вынуждены действовать по правилам, а браконьерскому сообществу изначально на правила и законы наплевать!

Я не завистник, но почему вместо посещения водоёмов с целью осуществления законной деятельности, я сталкиваюсь со сплошным хамским нарушением закона, ещё и возведённым в ранг нормы???

В стране уже сложилась идеология нормального отношения к несоблюдению законности. И ситуация на российских водоёмах и берегах этому особенно содействует. Проблема не в рыбе или рыбалке, а в воспитании на этом примере общей нетерпимости к нарушениям законности и быстрого принятия решений по искоренению этого зла. К чему привела идеология правового нигилизма мы увидели на примере Украины. Не дай бог!

С уважением, подполковник СОБР в отставке,

Галушкин Николай Васильевич.

392036, г.Тамбов, ул. Комсомольская, д. 129;

т. 8 905 047 1872, 8 4752 712557.

Ноябрь 2017г. – январь 2018г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: