Всероссийская литературная викторина, посвящённая 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Поэт трагической судьбы».




1. «Нет ничего хуже, как пристрастная любовь, но я себя извиняю, он один свет очей моих, все мое блаженство в нем…», – чьи это слова?

2. В 1836 году Е.А. Арсеньева писала дальней родственнице о своем внуке: «Нрав его и свойства совершенно Михайла Васильевича, дай боже, чтоб добродетель и ум его был». С кем сравнивала бабушка своего внука?

3. Первоначально к юному Лермонтову была приставлена няня Марфа Коновалова. Но, за какое-то озорство бабушка поэта отправила ее жить в Михайловку и ее заменила другая няня. Лермонтов впоследствии вспоминал: «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее...». Но в 1830 году он писал, что жалеет о том, что мамушкой его была не русская женщина, что он не слышал в детстве народных сказок. Назовите имя няни.

4. В роду Лермонтовых была традиция – чередовать имена Юрий и Петр. Кто дал имя будущему поэту и в честь кого он был назван Михаилом?

5. В 1826 году Лермонтову подарили толстую тетрадь в голубом бархатном переплете с вышитой золотом анаграммой «М.Л.», в которую он переписывал стихи французских поэтов и другие волновавшие его произведения. Назовите двух писателей, «властителей дум» молодого поэта.

6. Кавказская война с ее героизмом и гибелью, опасностями, кровавым ужасом властно охватила воображение юного Лермонтова. В альбоме своей матери он рисовал черкесов, всадников, сражения, горные пейзажи. По возвращении в Тарханы его любимая игра – «игра в Кавказ», из воска он лепил горы и черкесов. Через несколько лет его первые литературные опыты будут посвящены… чему?

7. Однажды Лермонтов ездил к своему товарищу Давыдову в село Пачелму, в трех километрах от которого до сих пор сохранились следы пещеры, известной среди местного населения под названием погребов, или клада, где, по преданию, осталось много ценностей после Пугачевского восстания. Был ли около этой пещеры Лермонтов, или он слышал о ней от Давыдова, несомненно, что, описывая пугачевское движение в одном из своих произведений, он говорил о Чортовом логовище, овеянном «суеверными преданиями» народа. В каком произведении поэта описана пещера пугачевцев?

8. В 1829 году в цикле стихотворений поэта появляется образ «героя дивного» с «высокими думами», «безвременно погасшего», который считал себя «выше и похвал, и славы, и людей». Герой этого цикла – необыкновенная, титаническая личность, судьба которого вызывала у Лермонтова размышления об относительности людских приговоров, о равнодушии толпы к ее вчерашнему, сегодня побежденному кумиру. О ком идет речь?

9. В Университетском благородном пансионе учитель словесности у Лермонтова говорил, что «в литературе слог самое важное, что он часто заменяет все, а недостатка его ничто и никогда заменить не может». Лермонтов запомнил наставления преподавателя и в своих пансионских стихотворениях добивался «легкости, краткости и точности». Он по несколько раз перечеркивал или вносил многочисленные поправки в целые строфы, чтобы добиться желаемых результатов. Назовите имя преподавателя.

10. В языке Лермонтова иногда попадаются слова, которые на первый взгляд могут показаться неологизмами, но на самом деле они употреблялись в книжной речи того времени; так, например, в поэме «Преступник» дважды встречается слово «прошлец »: Лежал застреленный прошлец... Кто сей погубленный прошлец. Назовите значение этого слова.

11. Несмотря на достаточно большое количество написанных стихотворений и поэм полнота лермонтовского гения раскрылась внезапно. Русский писатель и критик Д.С. Мережковский даже сказал, что поэт из «гадкого утенка» превратился в «прекрасного лебедя». 1837 год стал годом рождения поистине великого национального русского поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов стал таким после появления своего произведения… Какого?

12. В 1832 году Лермонтов написал своему близкому другу – Марии Лопухиной: «Не могу представить себе, какое действие произведет на вас моя великая новость: до сих пор я жил для поприща литературного, принес столько жертв своему неблагодарному идолу, и вот теперь я – воин. Быть может, тут есть особая воля Провидения: быть может, этот путь всех короче; и если он не ведет к моей первой цели, может быть, по нему дойду до последней цели всего существующего: ведь лучше умереть с свинцом в груди, чем от медленного старческого истощения…» Где учился поэт после Московского университета?

13. Студент – Лермонтов очень любил посещать балы. На новогодний маскарад (на 1 января 1832 г.) поэт явился в костюме и с огромной книгой судеб под мышкой. В этой книге были китайские буквы, вырезанные из черной бумаги и вклеенные на каждой странице. Над буквами были написаны стихи, предназначенные разным знакомым, которых планировал встретить на маскараде Михаил Юрьевич. В костюме кого был на маскараде поэт?

14. Вслед за стихотворением «Смерть Поэта», сделавшим Лермонтова знаменитым, но опальным (поэта перевели корнетом в Нижегородский драгунский полк, воевавший на Кавказе), последовало другое, столь же ныне классическое и включенное в школьную программу, хотя его уже опальным никак не назвать. Позже государь Николай I говорил, что было бы хорошо, если бы Лермонтов продолжал писать такие стихи, как…

15. …На сером камне безоружен,

Сидит неведомый пришлец.

Наряд войны ему не нужен,

Он горд и беден, – он певец,

Дитя степей, любимец неба,

Без злата он, но не без хлеба.

Вот начинает: три струны

Уж забренчали под рукою,

И живо, с дикой простотою

Запел он песню старины...

Какого знаменитого черкесского певца описывает Лермонтов в этих строках?

16. Свою кормилицу поэт называл «мамушкой». Она была видная, полная, высокая. Как ее звали?

17. В жизни поэта было несколько женщин, к которым он испытывал нежные и трепетные чувства, и в его творчестве не мало произведений, посвященных любимым женщинам. Но именно к ней Лермонтов испытывал самую сильную и самую глубокую влюбленность. И именно она была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели. Назовите эту женщину.

18. В школе Лермонтов быстро усваивал необходимые знания, овладел латинским языком. Его учитель видел таланты подростка, который хорошо учился, вел себя благородно, и умело направлял его интересы, рекомендуя лучшие создания европейской художественной литературы – Шекспира, Гете, Шиллера, из русских поэтов – Державина, Крылова, Жуковского, Пушкина, которых считал образцами «народной поэзии». Назовите имя выдающегося преподавателя Лермонтова, привившего поэту любовь к языкам и литературе.

19. Великий князь Михаил Павлович Романов, отличавшийся, как известно, остроумием, возвращая эту поэму, сказал Лермонтову: «- Были у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель … теперь нечистой силы прибыло. Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов - духа зла или же дух зла - Лермонтова…» О какой поэме идет речь?

20. Назовите, общее между этими картинами?


 


Приложение№2

Оплату оргвзноса можно производить:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: