Нормирование качества окружающей природной среды




Качество природной среды –это состояние естественных и преобразованных человеком экосистем, сохраняющее их способ­ность к постоянному обмену веществ и энергии и воспроизводст­ву жизни. В естественных экосистемах качество природной среды обеспечивается действием законов развития природы, в преобра­зованных экосистемах – соблюдением меры соответствия природной окру­жающей среды потребностям живых организмов и экологическим интересам общества.

К нормативным законодательным документам по охране при­роды относятся стандарты качества природной среды, которые устанавливают оптимальные характеристики природной среды, достигаемые при существующем уровне технического прогресса и обеспечивающие сохранение здоровья населения, развитие жи­вотного и растительного мира.

Основными задачами системы стандартов в области охраны природы являются:

а) обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановле­нию и рациональному использованию природных ресурсов;

б) со­действие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей среды;

в) совершенствование управ­ления качеством окружающей природной среды в интересах че­ловечества.

Стандарты подразделяются на экологические и производст­венно-хозяйственные. Экологические стандарты регламентируют предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду, превышение которых угрожает здоровью чело­века, пагубно для растительности и животных. Такие нормы уста­навливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредного физического воздействия. Производственно-хозяйст­венные стандарты качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и любого другого объекта. К производственно-хозяйственным стандартам качества природной среды от­носятся предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих ве­ществ в природную среду.

При нормировании концентраций вещества в воздухе или во­де используется принцип лимитирующего показателя, согласно которому нормируется наиболее чувствительный для обслужи­вающего персонала или окружающей среды показатель. Напри­мер, если запах вещества ощущается при концентрациях, которые не оказывают вредного влияния на организм человека и окру­жающую среду, то нормирование производят с учетом порога обонятельного ощущения. Если же вредное действие вещества на окружающую среду меньше, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на ок­ружающую среду.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ. В качестве меры, ограничивающей содержание загрязняющих ве­ществ в окружающей природной среде, принята предельно допус­тимая концентрация. Это такая концентрация, при воздействии которой на организм человека периодически или в течение всей жизни, прямо или опосредованно (через экологические системы, а также через возможный экономический ущерб) не возникает заболеваний или изменений состояния здоровья, обнаруживае­мых современными методами исследований сразу или в отдален­ные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Например, в практике нормирования и для санитарной оценки степени загрязнения воздушной и водной среды используются следующие виды ПДК.

Предельно допустимая концентрация вредного (загрязняющего) вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) – это такая концентрация вещества в воздухе, которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в пределах 8 ч в течение всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обна­руживаемых современными методами исследования непосредст­венно в процессе работы или в отдаленной перспективе.

Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного (загрязняющего) вещества в воздухе населенных мест (ПДКсс) – это такая концентрация вещества в воздухе населенного пункта, ко­торая не оказывает на человека прямого или косвенного действия в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Предельно допустимая максимальная разовая концентрация вред­ного (загрязняющего) вещества в воздухе населенных мест (ПДКмр) – это такая концентрация, которая не вызывает рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

При одновременном присутствии в атмосферном воздухе не­скольких веществ, обладающих суммирующим действием, сумма их концентраций не должна превышать единицы:

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 + …+ Сn/ПДКn ≤ 1,

 

где С,, С2,..., Сп–фактическая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе; ПДК,, ПДК2,..., ПДК – предельно допус­тимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, где человек находится ограниченное время, выше ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест.

Для производственно-хозяйственных нормативов качества существует другой подход, который уста­навливает особые требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ обеспечивают выполнение кон­троля за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду (ОС). В соответствии с Законом об охране окружающей среды эти нормативы ус­танавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействиях по каждому источнику загрязнения на основе действующих нормати­вов ПДК вредных веществ в окружающей среде. На этом основа­нии прогнозируют экологические и социально-гигиенические по­следствия для состояния ОС, а сам контроль осуществляется на основе конкретно установленных для каждого источника выброса (сброса) ПДВ (ПДС), а их может быть несколько даже на одном объекте.

Постановлением Правительства РФ (1992 г.) установлен порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Постановление допус­кает два вида нормативов выбросов (сбросов): предельно допусти­мые (ПДВ) и временно согласованные (ВСВ). Временно согласо­ванные нормативы устанавливаются для объектов, которые не в состоянии какое-то время обеспечить нормативы ПДВ в ближайшие 5 лет.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ со­стоит в том, что вред, причиненный здоровью человека и природ­ной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, водоемах или почве.

Органы экологического контроля должны выявлять объек­ты-загрязнители ОС и принимать меры к привлечению их руково­дителей к эколого-правовой ответственности. Единственной фор­мой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель.

Наиболее разработанными являются предельно-допустимые нормативы (ПДН) на окружаю­щую природную среду и нормативы санитарных и защитных зон. При вводе в строй объектов и развитии территорий администра­ция регионов руководствуется ПДН нагрузки на ОС с учетом обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопу­щения необратимых изменений в окружающей природе. ПДН оп­ределяет допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций ОС. Для определения ПДН важным является понятие о емкости природной среды, которая характеризуется ее потенциальными возможностями. ПДН при­званы обеспечить рациональное сочетание хозяйственной и рек­реационной деятельности с охраной ОС. Различают отраслевые и региональные ПДН нагрузки на ОС.

Отраслевые ПДН оперируют отдельными видами природных ресурсов, например:

- оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

- предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных площадей (нарушение этого требования в Калмыкии привело к опустыниванию земель);

- предельные нормы посетителей, пребывающих одно­временно на экскурсии в заповеднике.

Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известные нормы допустимых воздействий на |экосистему Байкала устанавливают ограничения на использование его водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на разви­тие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязываются с интересами сохранения в целостности экологических систем озера. Предельно допустимые нормативы разрабатываются и ут­верждаются отраслевыми или местными экологическими организа­циями:

• по лесам – органами, совершенствующими управление лесами;

• паркам – их администрацией с учетом научных рекомен­даций и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: