Качество природной среды –это состояние естественных и преобразованных человеком экосистем, сохраняющее их способность к постоянному обмену веществ и энергии и воспроизводству жизни. В естественных экосистемах качество природной среды обеспечивается действием законов развития природы, в преобразованных экосистемах – соблюдением меры соответствия природной окружающей среды потребностям живых организмов и экологическим интересам общества.
К нормативным законодательным документам по охране природы относятся стандарты качества природной среды, которые устанавливают оптимальные характеристики природной среды, достигаемые при существующем уровне технического прогресса и обеспечивающие сохранение здоровья населения, развитие животного и растительного мира.
Основными задачами системы стандартов в области охраны природы являются:
а) обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;
б) содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей среды;
в) совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
Стандарты подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические стандарты регламентируют предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных. Такие нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредного физического воздействия. Производственно-хозяйственные стандарты качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и любого другого объекта. К производственно-хозяйственным стандартам качества природной среды относятся предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в природную среду.
|
При нормировании концентраций вещества в воздухе или воде используется принцип лимитирующего показателя, согласно которому нормируется наиболее чувствительный для обслуживающего персонала или окружающей среды показатель. Например, если запах вещества ощущается при концентрациях, которые не оказывают вредного влияния на организм человека и окружающую среду, то нормирование производят с учетом порога обонятельного ощущения. Если же вредное действие вещества на окружающую среду меньше, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.
Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ. В качестве меры, ограничивающей содержание загрязняющих веществ в окружающей природной среде, принята предельно допустимая концентрация. Это такая концентрация, при воздействии которой на организм человека периодически или в течение всей жизни, прямо или опосредованно (через экологические системы, а также через возможный экономический ущерб) не возникает заболеваний или изменений состояния здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
|
Например, в практике нормирования и для санитарной оценки степени загрязнения воздушной и водной среды используются следующие виды ПДК.
Предельно допустимая концентрация вредного (загрязняющего) вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) – это такая концентрация вещества в воздухе, которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в пределах 8 ч в течение всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования непосредственно в процессе работы или в отдаленной перспективе.
Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного (загрязняющего) вещества в воздухе населенных мест (ПДКсс) – это такая концентрация вещества в воздухе населенного пункта, которая не оказывает на человека прямого или косвенного действия в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.
Предельно допустимая максимальная разовая концентрация вредного (загрязняющего) вещества в воздухе населенных мест (ПДКмр) – это такая концентрация, которая не вызывает рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.
При одновременном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих суммирующим действием, сумма их концентраций не должна превышать единицы:
С1/ПДК1 + С2/ПДК2 + …+ Сn/ПДКn ≤ 1,
где С,, С2,..., Сп–фактическая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе; ПДК,, ПДК2,..., ПДК – предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.
ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, где человек находится ограниченное время, выше ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест.
|
Для производственно-хозяйственных нормативов качества существует другой подход, который устанавливает особые требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ обеспечивают выполнение контроля за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду (ОС). В соответствии с Законом об охране окружающей среды эти нормативы устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействиях по каждому источнику загрязнения на основе действующих нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде. На этом основании прогнозируют экологические и социально-гигиенические последствия для состояния ОС, а сам контроль осуществляется на основе конкретно установленных для каждого источника выброса (сброса) ПДВ (ПДС), а их может быть несколько даже на одном объекте.
Постановлением Правительства РФ (1992 г.) установлен порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Постановление допускает два вида нормативов выбросов (сбросов): предельно допустимые (ПДВ) и временно согласованные (ВСВ). Временно согласованные нормативы устанавливаются для объектов, которые не в состоянии какое-то время обеспечить нормативы ПДВ в ближайшие 5 лет.
Социально-общественный и юридический смысл ПДВ состоит в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, водоемах или почве.
Органы экологического контроля должны выявлять объекты-загрязнители ОС и принимать меры к привлечению их руководителей к эколого-правовой ответственности. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель.
Наиболее разработанными являются предельно-допустимые нормативы (ПДН) на окружающую природную среду и нормативы санитарных и защитных зон. При вводе в строй объектов и развитии территорий администрация регионов руководствуется ПДН нагрузки на ОС с учетом обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе. ПДН определяет допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций ОС. Для определения ПДН важным является понятие о емкости природной среды, которая характеризуется ее потенциальными возможностями. ПДН призваны обеспечить рациональное сочетание хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной ОС. Различают отраслевые и региональные ПДН нагрузки на ОС.
Отраслевые ПДН оперируют отдельными видами природных ресурсов, например:
- оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;
- предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных площадей (нарушение этого требования в Калмыкии привело к опустыниванию земель);
- предельные нормы посетителей, пребывающих одновременно на экскурсии в заповеднике.
Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известные нормы допустимых воздействий на |экосистему Байкала устанавливают ограничения на использование его водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязываются с интересами сохранения в целостности экологических систем озера. Предельно допустимые нормативы разрабатываются и утверждаются отраслевыми или местными экологическими организациями:
• по лесам – органами, совершенствующими управление лесами;
• паркам – их администрацией с учетом научных рекомендаций и т.д.