Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




Содержание

 

1 Содержание междисциплинарного курса МДК 04.03 "Метрологическое обеспечение"

2 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

2.1 Организация самостоятельной работы

2.2 Подготовка к практическим занятиям и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.

2.3 Задания для домашней контрольной работы

1. Содержание междисциплинарного курса МДК 04.03 "Метрологическое обеспечение"

 

Раздел 1. Цели и задачи метрологического обеспечения

Тема 1.1. Основные понятия.

 

Понятие "метрологическое обеспечение". Объекты изучения, цель и основные задачи дисциплины "Метрологическое обеспечение". Метрологическое обеспечение (МО) как взаимосвязанная совокупность разнообразных видов метрологической деятельности, обусловленная требованиями к качеству выпускаемой продукции. Роль метрологического обеспечения на различных этапах развития хозяйственных отношений, в повышении качества продукции. МО в условиях свободного рынка.

Структура курса, его роль и место в подготовке инженера-метролога, связь с другими дисциплинами. Организация изучения предмета.

 

Тема 1.2.Основные цели и задачи метрологического обеспечения

 

Основные цели МО. Роль МО в повышении качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов; обеспечении взаимозаменяемости деталей, узлов и сборочных единиц; повышении эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний; обеспечении достоверного учета и повышении эффективности использования материальных ценностей и энергетических ресурсов; повышении эффективности мероприятий по профилактике, диагностике и лечению болезней, нормированию и контролю условий труда и быта людей, охране окружающей среды, оценке и рациональному использованию природных ресурсов; повышении уровня автоматизации управления транспортом и безопасности его движения; обеспечении высокого качества и надежности связи.
Основные задачи МО, решаемые на различных уровнях. Задачи Госстандарта России в области МО. Основные задачи МО, решаемые на уровне министерств (ведомств). Основные задачи МО на предприятии (в организации).

 

Раздел 2. Системные проблемы метрологического обеспечения

Тема 2.1. Научная основа метрологического обеспечения

 

Метрология как научная основа МО. Системные проблемы МО и пути их решения. Научные основы выбора номенклатуры измеряемых и контролируемых величин, средств измерений и контроля, методик измерений и поверки средств измерений, оценки качества измерений и контроля и его влияния на качество продукции.

 

Тема 2.2. Техническая основа метрологического обеспечения

 

Элементы технической основы МО. Их содержание, значение и роль в формировании технической основы МО. Системы государственных эталонов единиц физических величин и передачи размеров единиц физических величин. Испытания и утверждение типа средств измерений, метрологическая аттестация нестандартизованных средств измерений. Поверка и калибровка средств измерений как элементы технической основы МО. Система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

 

Тема 2.3. Нормативная основа метрологического обеспечения

 

Документы Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) как нормативная основа МО, включающая взаимоувязанные правила, положения, требования и нормы, организацию и методику проведения работ по оценке и обеспечению точности измерений. Основные нормативные документы в области МО.

 

Тема 2.4. Организационная основа метрологического обеспечения

 

Структура организационной основы МО: Государственная метрологическая служба (ГМС), включающая государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и органы ГМС на территориях субъектов Российской Федерации. Назначение и задачи метрологических и иных служб, составляющих организационную основу МО.

Тема 2.5. Оценки качества метрологического обеспечения.

Характеристики качества МО измерений. Элементы оптимизации МО. Влияние МО на показатели производственной деятельности. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Технико-экономическое обоснование МО. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

2.1. Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (СРС) основана на самостоятельном формировании у учащихся знаний, умений, навыков и компетенций и направлена на реализацию принципов обучения, связанных с саморазвитием в процессе обучения, формированием активных методов и технологий познавательной деятельности.

На преподавателей возлагается управление, включающее планирование работы, консультирование студентов, текущий контроль и анализ результатов учебной работы.

При этом планируемый объем СРС занимает большую часть (до 90%) учебной нагрузки для студентов заочной формы обучения.

Нормированные виды СРС в дисциплине «Метрологическое обеспечение»:

- текущие консультации и контроль по формированию и освоению теоретического содержания дисциплин;

- прием и разбор домашних заданий;

- прием и защита практических работ;

- консультирование по результатам текущего компьютерного контроля знаний;

- прием зачета по дисциплине.

 

2.2 Подготовка к практическим занятиям и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.

 

При подготовке к практическим занятиям и выполнении контрольных заданий студентам следует использовать литературу из приведенного в данной программе списка, а также руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя.

Для наиболее глубокого освоения дисциплины студентам рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «Дополнительная» в данной программе.

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, умение находить полезный дополнительный материал по тематике практических занятий.

Литература для выполнения рефератов и докладов подбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им термины, аббревиатуры или понятия.

Для формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности необходимо использовать различные формы самостоятельной работы: работу с учебной литературой, выполнение домашних самостоятельных работ, контрольных работ. Перед выполнением упражнений домашних самостоятельных, контрольных работ необходимо тщательно изучить теоретический материал по данной теме. При работе с учебниками и книгами рекомендуется использовать различные приемы работы с текстом.

1. Конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное, краткое конспектирование. Конспектировать можно от первого или от третьего лица. Предпочтительнее конспектировать от первого лица, т.к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления.

2. Тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование – обзор одного или ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы.

4. Составление плана текста – после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них.

5. Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного.

 

2.3 Задания для домашней контрольной работы

№ варианта № контрольного вопроса
  1,9,16,21
  2, 12, 20, 32
  3, 6, 18, 30
  4,11, 25, 29
  5, 10, 19, 27
  7, 14, 26, 17
  8, 13, 21, 28
  9,15, 22, 32
  2,17, 23, 29
  4, 12, 24, 32
  5, 16, 20,28

 

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие метрологического обеспечения производства (МОП)?

2. Что составляет правовую и организационную основы МОП?

3. В каких формах осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений?

4. Что такое поверка, какие виды поверок установлены Федеральным законом и когда проводится тот или иной вид поверки?

5. Что такое утверждение типа стандартных образцов, типа средств измерений?

6. Что такое метрологическая экспертиза, аттестация методик (методов) измерений?

7. Какие функции осуществляет государственный метрологический надзор?

8. На основе каких принципов осуществляется аккредитация в области ОЕИ? 9. Какие функции у метрологических служб на предприятии?

9. Что такое техническое регулирование, технический регламент?

10. Какие цели и принципы технического регулирования?

11. Каким образом разрабатывается технический регламент? Кем принимается технический регламент?

12. Что называется параметром изделия? Как разделяются параметры изделий для стандартизации? По какому параметру в основном осуществляется одномерная стандартизация?

13. Дайте определение меры, измерительного прибора, измерительной установки и измерительной системы.

14. Что называется метрологической характеристикой средства измерений? Назовите основную метрологическую характеристику средства измерений.

15. Что называется диапазоном измерений и пределом допускаемой погрешности средства измерений?

16. По каким признакам классифицируются погрешности средств измерений?

17. Дайте определения абсолютной, относительной и приведенной погрешностей средств измерений.

18. Что понимается под классом точности средства измерений? Как обозначаются классы точности средств измерений?

19. Какое условие должно быть выполнено при выборе средства измерений между его пределом допускаемой погрешности (±∆ lim)и допускаемой погрешностью измерений δ? Как влияют погрешности измерений на качество контроля?

20. Прямые и косвенные измерения, дайте определения, приведите примеры.

21. Дайте определения и приведите примеры абсолютных относительных, совместных и совокупных измерений.

22. Что называется методом измерений и какие различают методы измерений? Поясните суть каждого метода измерения.

23. Что называется методикой измерений? Какие разделы должна содержать разработанная методика измерений?

24. Что называется эталоном и какими взаимосвязанными свойствами должен обладать эталон? Как различаются эталоны по своему метрологическому назначению?

25. Что называется государственным и исходным эталонами? Для чего предназначены эталоны-копии и рабочие эталоны?

26. Что такое концевая, штриховая меры длины и угловая мера? Какими основными свойствами должны обладать концевые, штриховые меры длины и угловые меры?

27. Какие факторы влияют на возникновение брака исходного металла?

28. Опишите виды дефектов в металле.

29. Перечислите основные меры борьбы с дефектами.

30. Какие методы ультразвуковой дефектоскопии Вы знаете?

31. Перечислите методы разрушающего контроля труб.

32. Перечислите методы неразрушающего контроля труб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: