В 1972 г. члены Организации экономического сотрудничества и развития одобрили принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым лица, ответственные за загрязнение окружающей среды, обязаны полностью компенсировать ущерб, причиненный в процессе производства продуктов. Часто утверждается, что платит не только «загрязнитель» в лице производителя, но частично и потребитель товара. Однако в этом и заключается основная задача принципа «загрязнитель платит». Существуют разные виды взысканий за причиненный экологический ущерб, большая часть из которых непосредственно влияет на повышение цены товара. Высокие цены на товары, произведенные на экологически вредном производстве – это рыночный сигнал потребителю приобретать более экологичный товар. За реакцией потребителя следует реакция производителя. Принцип «загрязнитель платит» призван повлиять на, выбор потребителя.
Для того чтобы предприниматели включали абсолютный учет издержек в полную стоимость, компенсировали стоимость экологического ущерба или ограничивали величину этого ущерба с помощью других средств, используются три основных механизма:
1) руководство и контроль – основополагающие государственные нормативы, направленные на соблюдение принятых стандартов на продукцию и технологии, сточные воды, допустимый уровень атмосферных выбросов и т.д.;
2) самоконтроль – инициативы самих компаний или отраслей промышленности вести контроль над своим производством путем соблюдения стандарта, мониторинга, снижения уровня загрязнения и т.д.;
3) экономический – меры, направленные на изменение рыночной стоимости сырья, товаров и услуг с помощью государственных механизмов, влияющих на себестоимость производства и потребления.
|
В настоящее время нет отлаженного экономического механизма в экологии, но он без сомнения включает государственное вмешательство в рынок через налоги на загрязнение и штрафы, реализацию ресурсов и квот и лицензий на загрязнение, кредиты как поощрение за экономию ресурсов, дифференцированные цены и др. Основная цель использования экономических механизмов – заставить производителя с помощью налогов или штрафов изменить свои взгляды на экологию. В принципе, экономические механизмы должны применяться на основе фискальной нейтральности, т.е. не должны быть направлены на увеличение государственных доходов.
Создание системы административного контроля
Создание системы административного контроля, дополненного экономическими инструментами и самоконтролем, должно зависеть:
- от эффективности (выбор основывается на достижении максимальной эффективности и обоснованности издержек для общества);
- свободы выбора (предпринимателям предоставляется свобода в выборе способов выполнения требований, т.е. в выборе наиболее эффективного пути достижения целей);
- предсказуемости ограничительной политики (предприниматели должны понимать суть вводимого ограничения и те возможные последствия, которые их ожидают в будущем. Это позволит им спланировать инвестиционную политику и не вкладывать деньги в создание технологий, применение которых будет невозможным из-за быстро меняющихся требований);
- постепенности введения (ограничения следует вводить постепенно для того, чтобы промышленность могла к ним приспособиться, если правительство возьмёт на вооружение «принцип предварительного оповещения», то оно сможет внедрить новые требования достаточно ритмично, и у предприятий будет время для перестройки. Если государство будет принимать меры только по ликвидации ущерба, то о планомерности в осуществлении экологической политики придется просто забыть. В свою очередь, предприниматели должны понимать, что если ситуация требует экстренного вмешательства, то введение новых требований и контроль за их выполнением будут также необходимы);
|
- равенства возможностей (одинаковые ограничения должны распространяться на все предприятия. Справедливость заключается в том, что каждый получает по заслугам: отрасль промышленности, допускающая значительные загрязнения, должна будет выплачивать и больший налог, чем более экологичная отрасль. В таком дифференцированном подходе и заключается суть метода;
- представления результатов (необходимо сообщать общественности о выполнении предпринимателями экологических требований. Появление нарушителей или «привилегированных» предприятий следует исключать).