Механизмы компенсации экологического ущерба




 

В 1972 г. члены Организации экономического со­трудничества и развития одобрили принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым лица, ответственные за загрязнение ок­ружающей среды, обязаны полностью компенсировать ущерб, при­чиненный в процессе производства продуктов. Часто утверждается, что платит не только «загрязнитель» в лице производителя, но частично и потребитель товара. Однако в этом и заключается основная задача принципа «загрязнитель пла­тит». Существуют разные виды взысканий за причиненный эколо­гический ущерб, большая часть из которых непосредственно влия­ет на повышение цены товара. Высокие цены на товары, произве­денные на экологически вредном производстве – это рыночный сигнал потребителю приобретать более экологичный товар. За ре­акцией потребителя следует реакция производителя. Принцип «за­грязнитель платит» призван повлиять на, выбор потребителя.

Для того чтобы предприниматели включали абсолютный учет издержек в полную стоимость, компенсировали стоимость экологического ущерба или ограничивали величину этого ущерба с помощью других средств, используются три основных механизма:

1) руководство и контроль – основополагающие государ­ственные нормативы, направленные на соблюдение принятых стандартов на продукцию и технологии, сточные воды, допустимый уровень атмосферных выбросов и т.д.;

2) самоконтроль – инициативы самих компаний или от­раслей промышленности вести контроль над своим производством путем соблюдения стандарта, мониторинга, снижения уровня за­грязнения и т.д.;

3) экономический – меры, направленные на изменение рыночной стоимости сырья, товаров и услуг с помощью государственных механизмов, влияющих на себестоимость производства и потребления.

В настоящее время нет отлаженного экономического механизма в экологии, но он без сомнения включает государственное вмешательство в рынок через налоги на загрязнение и штрафы, реализацию ресурсов и квот и лицензий на загрязнение, кредиты как поощрение за эко­номию ресурсов, дифференцированные цены и др. Основная цель использования экономических механизмов – заставить произво­дителя с помощью налогов или штрафов изменить свои взгляды на экологию. В принципе, экономические механизмы должны приме­няться на основе фискальной нейтральности, т.е. не должны быть направлены на увеличение государственных доходов.

Создание системы административного контроля

 

Создание системы административного кон­троля, дополненного экономическими инструментами и самокон­тролем, должно зависеть:

- от эффективности (выбор основывается на достижении максимальной эффективности и обоснованности издержек для об­щества);

- свободы выбора (предпринимателям предоставляется свобода в выборе способов выполнения требований, т.е. в выборе наиболее эффективного пути достижения целей);

- предсказуемости ограничительной политики (предпри­ниматели должны понимать суть вводимого ограничения и те воз­можные последствия, которые их ожидают в будущем. Это позво­лит им спланировать инвестиционную политику и не вкладывать деньги в создание технологий, применение которых будет невоз­можным из-за быстро меняющихся требований);

- постепенности введения (ограничения следует вводить постепенно для того, чтобы промышленность могла к ним приспо­собиться, если правительство возьмёт на вооружение «принцип предварительного оповещения», то оно сможет внедрить новые требования достаточно ритмично, и у предприятий будет время для перестройки. Если государство будет принимать меры только по ликвидации ущерба, то о планомерности в осуществлении экологической политики придется просто забыть. В свою очередь, пред­приниматели должны понимать, что если ситуация требует экс­тренного вмешательства, то введение новых требований и контроль за их выполнением будут также необходимы);

- равенства возможностей (одинаковые ограничения должны распространяться на все предприятия. Справедливость заключается в том, что каждый получает по заслугам: отрасль промышленности, допускающая значитель­ные загрязнения, должна будет выплачивать и больший налог, чем более экологичная отрасль. В таком дифференцированном подходе и заключается суть метода;

- представления результатов (необходимо сообщать об­щественности о выполнении предпринимателями экологических требований. Появление нарушителей или «привилегированных» предприятий следует исключать).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: